Главная / Художники / Жуковский Станислав Юлианович

Жуковский Станислав Юлианович

(1873-1944)

Русский живописец (белорусско-польского происхождения). В начале XX столетия Жуковский - один из самых популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считается наиболее талантливым учеником и прямым наследником Левитана.

И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам молодого студента.

Уже в 1895 году Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников. Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 году его картину «Лунная ночь» приобретают в собрание Третьяковской галереи.

Ранние пейзажи художника («Закат. Верховья Волги» (1897 г.), «Весенняя вода» (1898 г.), «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето» (оба 1899 г.), «Восход луны» (1902 г.), «Хотьково» (1903 г.)) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Влюбленный в жизнь и красоту мира человек, он стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Станислав Жуковский работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один-два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX - начале XX века, очень важна и для Жуковского.

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче, сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуковский пишет и в дальнейшем («Мартовский вечер» (1904 г.), «Плотина» (1909 г.), «Под вечер» (1910 г.), «Осень. Веранда» (1911 г.), «Увядающие астры», «Свежий снег» (обе 1912), «Озеро» (1912-1914 гг.), «Весна» (1913 г.), «Синяя вода» (1914 г.), и др.).

С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается, прежде всего, пейзажистом.
Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж («Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома» (обе 1912 г.), «Весенние лучи» (1913 г.), «Комната в имении Барсове» (1916 г.), «Кусково. Малиновая гостиная» (1917 г.), и др.). Художник любит писать и просто окна - эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является («Первые предвестники весны» (1910 г.), «Подснежники», «Праздник весны» (обе 1911 г.)).

После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики. Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним («Перед маскарадом. Портрет жены» (1923г.), «Речка в Полесье», «Осеннее утро», «Иней» (все 1928г.), «Лунная ночь. Жасмин и пионы» (1920-е гг.), и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х, начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них и влиятельный Иосиф Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ.

Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы.
Во время восстания погибли и многие его картины.

Весенний разлив на реке Вятка
Название: Весенний разлив на реке Вятка
Техника: холст, масло
Размер: 64,3 х 91 см
Год: 1920
Цена:6 500 000 руб.
Старая аллея над Неманом
Название: Старая аллея над Неманом
Техника: холст, масло
Размер: 75 х 62.2 см
Атрибуция: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Цена:12 000 000 руб.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение