Главная / Художники / Харитонов Александр Васильевич

Харитонов Александр Васильевич

(1931-1993)

Русский художник, мастер живописи и графики, представитель русского «неофициального» искусства. Родился в Москве 10 мая 1931. Воспитывался матерью-портнихой. Начал трудовую карьеру пастухом (когда семья была в эвакуации под Каширой) и впоследствии переменил немало профессий, включая должность истопника в зоопарке. После войны посещал детскую художественную школу, но занятия пришлось оставить ради заработка. Был в основном самоучкой. Жил преимущественно в Москве, а также в деревне Желнино под Загорском (Сергиевым Посадом).

Принимал участие в движении «другого искусства» с 1958, когда состоялась первая его выставка (в МГУ). Показывал свои произведения в Горкоме графиков с тех пор, как «нонконформистам» было предоставлено (в 1975) право там экспонироваться.
Самобытно соединил традиции «наивного искусства» и символистской картины-видения (в духе «Голубой розы») с точечной, пуантилистской манерой письма, а позднее – с реминисценциями средневекового шитья жемчугом. Среди его живописных работ выделяются две тематические группы: сказочные, порой гротескные образы некоей романтической страны, в основном более ранние (Шествие гномов, 1957, частное собрание, Москва; Фиолетовая фантазия, 1959, Музей «Другое искусство» при Российском государственном гуманитарном университете, Москва), и тоже романтически-сказочные, но восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами, фигурками ангелов и святых в типически-среднерусском пейзаже (Созерцание, 1973, там же; Золотая Россия, 1981; Приближение таинственной планеты, 1982; обе работы – в Музее Зиммерли при Рутгерском университете, Нью-Джерси, США; Не знаю, 1986, Третьяковская галерея). В ранние годы, равно как и в поздний период нередко писал чистые абстракции, в последнее свое десятилетие – с яркими, искрящимися цветовыми гаммами, в которых он стремился визуально воспроизвести музыку Моцарта и других любимых композиторов. Был также виртуозом рисунка: долгие годы простым карандашом создавал тонкие серебристые композиции-«кружева» – с той же религиозной символикой в полуфантастических пейзажах.

Работы художника находятся в собраниях: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Московский музей современного искусства (Москва), Музей «Другое искусство», РГГУ (Москва), Музей Циммерли университета Ратгерса (Нью-Брансуик, Нью - Джерси, США), Новый музей (Санкт - Петербург) и другие государственные и частные собрания.

 

Рассуждение о Древней Греции
Название: Рассуждение о Древней Греции
Техника: бумага, карандаш
Размер: 21 х 29 см
Год: 1963
Цена:75 000 руб.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение