Главная / Художники / Костромитин Андрей Николаевич

Костромитин Андрей Николаевич

(1928-1999)

Советский живописец, скульптор. Родился в 1928 году. Творческое художническое начало, присущее А.Н. Костромитину, сочеталось у него с огромным трудолюбием, желанием постоянно осваивать новые для себя средства выразительности, со стремлением расширять и углублять знакомство с окружающим миром и людьми. Он работал в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В скульптуре выступал как монументалист, портретист, анималист, создатель композиций и рельефов; использовал самый различный материал - дерево, керамику, включая поливную, медь, бронзу, алюминий, мрамор, гранит. Насколько известно, автор во многих случаях самостоятельно от начала до конца рубил камень, что не является распространенным примером в профессиональной среде.

В живописи он применял масло и темперу. Дань чистой графике была отдана линогравюрой. Не миновало его и увлечение обработкой поделочных и полудрагоценных камней.

Подобная разносторонность, может быть, мешала ему иногда добиваться абсолютной внешней отделки всех создаваемых вещей. Но во всем, что выходило из его рук, определенно проявляется основательность подхода. С другой стороны, имело место и взаимопроникновение, пусть многоступенчато опосредованное, освоенных приемов и стилистики одних видов и жанров в другие, что придавало некие общие черты всему многообразию работ художника и участвовало в формировании индивидуального почерка автора.

Поездки по стране (Карпаты, Прибалтика, Средняя Азия, Крым, Селигер, Белое море, Поволжье и др.), а также за рубеж (Греция, Бельгия, Индия), походы в горы (Тянь-Шань, Кавказ, Саяны) были вовсе не свободным времяпровождением, а продолжением поиска новых образов, красок, впечатлений.

А.Н. Костромитин следовал, в целом, в русле отечественной реалистической манеры. Может быть, самой трудной, поскольку художника здесь не прикрывает одежда моды, неожиданности, экстравагантности. Но при этом было бы совершенно неверно сводить творческий подход мастера к какому-то “кондовому соцреализму”. В его работах можно увидеть и то, что сейчас называют советским импрессионизмом, и авторскую фантазию, общие черты эстетики ХХ века и др.

В каком бы жанре не работал автор, его всегда отличало серьезное отношение к изображаемому, четкая без навязчивости мысль. Художник считал основной задачей изобразительного искусства передачу зрителям своего внутреннего восприятия окружающего мира и его возможной переоценки.

Живописи А.Н. Костромитин обучался в Московской средней художественной школе. Выставлять свои живописные работы начал, практически, одновременно со скульптурой. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, портреты. Иногда обращался к фантазийным темам с использованием мифологических или исторических мотивов.

Стилистика разная. Отдельные вещи перекликаются по духу с работами передвижников (“Гончары”). Почти одновременно создается картина в явно “экспрессионистском” духе (“В дюнах”). Импрессионистическая традиция прослеживается в работах 60-х годов. В добротной классической манере написан ряд натюрмортов. Вообще, можно придти к выводу, что художник использовал многие приемы своих предшественников и применял те, которые были ему интересны и отвечали решаемым задачам.

Общим для абсолютного большинства живописных работ автора является внутренний драматизм, содержащийся даже в казалось бы наполненных светом вещах. В этом, вероятно, проявляются, в первую очередь, очень серьезное отношение художника к жизни, а также пережитые им трудности (война; имевшиеся на определенном этапе проблемы, связанные с социальным происхождением матери; материальные трудности в молодости и др.).

Немного о жанрах. Пейзаж А.Н. Костромитина – это прежде всего изображение русской природы с передачей ее умопостижения. Скромность и лиризм сочетаются в нем с широтой и затаенной энергией. Помимо средней полосы художник любил писать горы и море – две стихии, необъятность и мощь которых напоминали о месте человека на земле.

Натюрморты можно условно поделить на две группы. Первая, количественно преобладающая, – “обычные” изображения цветов, фруктов, предметов быта и т.п. Вторая, этих работ гораздо меньше, – “нестандартные” композиции, имеющие выраженное философское содержание.

В портрете художник стремился передать не только внешнюю схожесть, но и внутреннюю жизнь портретируемого.

Для жанра у художника, можно сказать, нет ограничивающих рамок. Все, что останавливало его внимание, могло стать предметом изображения на бумаге, картоне, холсте.

В фантазийных сюжетах использовались античные, библейские, исторические средневековые мотивы.

Художник в своих поездках никогда не расставался с папкой ватманских листов и набором темперных красок. Рисовал в любой ситуации, при любом состоянии природы и освещении. Некоторые листы хранят, например, следы влаги, которая попадала на бумагу на горных перевалах, или песок дюн Прибалтики.

Андрей Николаевич освоил технику темперы, поскольку, очевидно, считал ее для себя наиболее рациональной. По своему содержанию данные работы относятся, конечно, к этюдам. Но художник мастерски владел темперой, и многие листы оставляют впечатление законченной вещи. Они точны колористически, наряду с запечатлением конкретного состояния природы автор добивается во многих из них и обобщения, свойственного более капитальным картинам.

Памятник
Название картины: Памятник
Техника: холст, масло
Размер: 35 х 50 см
Год: 1960 - 1970 гг.
Цена: 55 000 руб
Самарканд
Название картины: Самарканд
Техника: бумага, гуашь
Размер: 42 x 62 см
Цена: 45 000 руб
Веранда
Название картины: Веранда
Техника: бумага, темпера
Размер: 65 x 44 см
Цена: 45 000 руб

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*
Почта*
Телефон*
Сообщение
Укажите код на картинке*
captcha
Яндекс.Метрика