1775-1849
Гране, Франсуа Мариус (Francois Marius Granet)
(1775-1849)
Французский художник. Сын каменщика, он получил начальное художественное образование в муниципальной школе рисования в родном своем городе Экс-ан-Провансе. Тут он познакомился с графом Форбеном, который дал ему возможность поступить в мастерскую Давида, где он, впрочем, оставался недолго. Некоторое время путешествовал с Форбеном по Италии и, возвратившись в Париж, стал работать в Лувре. Первым его самостоятельным произведением был «Вид монастыря фельянтинцев». Все восторгались прекрасным колоритом и блестящей светотенью этой картины. В Италии, куда Гране снова уехал, он изучал преимущественно флорентинскую и венецианскую школы, но воспринял от них только чистоту стиля и некоторую симметричность композиции. Там он написал «Внутренность церкви San-Martino-in-Monte», и «Крипту в Ara-Coeli». К произведениям Гране, написанным в Италии, принадлежит также замечательная картина «Стелла в тюрьме Капитолия» (1810; до Октябрьской революции находилась в галерее герцогов Лейхтенбергских, в Санкт-Петербурге; ныне в московском музее Пушкина). Она имела огромный успех в Риме и была отправлена в Париж, где точно так же произвела впечатление.
Написанная перед этим картина «Хор капуцинов площади Барберини» (1808) считается превосходнейшею работой Гране, который воспроизвёл её несколько раз. Назначенный в 1824 году консерватором французских королевских музеев, он был потом избран в члены института и назначен королём Луи-Филиппом в консерваторы Версальского музея. Потеряв это место в 1848 году, Гране поселился в Экс-ан-Провансе и основал там музей, с 1949 года носящий его имя (fr:Musee Granet). Гране называли французским Рембрандтом. Господствующей чертой его таланта была совершеннейшая гармония между действующими лицами его произведений и средой, в которую он их ставил. Заботясь главным образом о световых эффектах, Гране иногда возвышался до стильности и строгости исторической живописи благодаря выбору сюжетов, местности и индивидуальности фигур. Из его произведений следует ещё упомянуть: «Св. Людовик, освобождающий французских заключённых в Дамиете», «Пуссен, напутствуемый перед смертью кардиналом Массимо» (1834, вилла Демидова, Тоскана). В Эрмитаже — «Внутренность монастыря капуцинов в Риме» — картина Гране, которую художник принёс в дар императору Александру I в 1821 году.
