1837-1898

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич

(1837-1898)

Живописец, график.

Родился в дворянской семье.

Начальное образование получил в домашних условиях, затем учился в уфимской гимназии.

Готовился к поступлению на военную службу, но по настоянию почетного вольного общника ИАХ.
полковника Зацепина и Я. Ростовцева, увидевших юношеские рисунки Дитриева, поступил в ИАХ
(1859-1863), Занимался в классе исторической живописи у Ф.А. Бруни и А.Т. Маркова. За ученические работы неоднократно отмечался медалями: в 1856 — малой и большой серебряными,
1857 — малой серебряной, 1858 — большой серебряной, в 1860 — малой золотой за программную картину «Сиены из Олимпийских игр. Женщина привела своего сына на бой».

В 1861 и 1862 участвовал в конкурсах на большую золотую недель программами «Великая княгиня
Софья витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и «Стрелецкий бунт», но безуспешно.
В 1863 принял участие в так называемом «Бунте четырнадцати», отказавшись конкурировать на
большую золотую мелаль по заданной Советом ИАХ програнне. Вышел из Академии, получив звание классного художника 2-й степени, однако продолжал экспонировать работы на академических выставках.

В 1863 вошел в петербургскую Артель художников.

В 1868 за картину «Утопленник в деревне» удостоен звания акаденика.

В 1869 сопровождал великого киязя Николая Николаевича в путешествии по Кавказу, Крыму,
Харьковской и Воронежской губерниям. В поездке создал альбом, в который вошли 42 каранашных
рисунка, выполненных в путешествии.

В 1870 стал одним из учредителей ТПХВ, но в выставках Товарищества не участвовал.

В 1871 для совершенствования мастерства отравлен ИАХ на казенный счет за границу на три гола.
«До 1874 жил в Дюссельдорфе, пользовался советами Л. Кнзуса и В. Вотье.

В 1874-1875 работал в Мюнхене и Вене, позднее — в Париже, где оставался до 1884.

С 1877 являлся членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников.
в Париже, работал в керамической мастерской, организованной членами Общества. Выставлял,
произведения в Парижском Салоне.

Неоднократно приезжал в Россию. По заказам императорского двора выполнил ряд картин на батальные темы, в частности из истории Русско-турецкой войны 1877-1878, с этой целью совершил
поездку в Болгарию. В 1883 за картины «Бой на Систовских высотах конвоя Александра И» и «Выезд
Александра И в Плоешти», написанные для Зиннего дворца, удостоен звания профессора батальной
В конце 1870-х участвовал в создании росписей Храна Христа Спасителя в Москве.

С конца 1884 жил в Петербурге. В 1891 стал одним из членов-учредителей Санкт-Петербургского
общества художников. Экспонировал свои произведения на выставках Московского, общества любителей художеств (1881-1882, 1887-1890), Общества русских акварелистов (1893-1897),
Товарищества южнорусских художников (1893), всероссийской пронышленной и
сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и других.

В 1890-х преподавал на художественных курсах. Работал в области книжной и журнальной графики,
сотрудничал с журналами «Искра», «Всемирная иллюстрация», «Нива», «Север», «Живописное
обозрение, «Пчела», Иплюстрировал произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н.А. Некрасои
И.С. Тургенева,

В 1899 в залах ИАХ в Петербурге состоялась немориальная выставка мастера.
Дмитриев-Оренбургский — один из крупнейших представителей акоденического направления в
русском искусстве второй половины ХХ века. Его произведения построены на тщательном мастерском подготовительном рисунке, ясной уравновешенной композиции с ярко выраженным центром, сдержанной колористической гамме. Работал преимущественно в области жанровой и батльной
живописи, Обрашался к офорту и литографии.

Произведения Дмитриева-Оренбургского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в
«Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже
и других.

Оставить заявку на другие работы художника