Главная / Новости / Экспертиза живописи: этапы и особенности.

Экспертиза живописи: этапы и особенности.

Торговля произведениями дорогостоящих авторов превращает любителей искусства в инвесторов и обязывает соблюдать осторожность. Подделки — головная боль коллекционеров, особенно сопровождаемые экспертизами. Такие в последние полвека проникали на антикварный рынок и даже в музеи. Может ли быть, что это вина недобросовестных экспертов, жаждущих наживы?

На европейском рынке искусства выделяют два условных типа экспертов. Первые — научные сотрудники учреждений культуры. Вторые — эксперты крупных аукционных домов. Часто, эксперты довольно широкого профиля — это складывается стихийно и отражает образ деятельности крупных аукционов.

В России институт экспертизы искусства существует с 1965-го года. Здесь круг аукционных экспертов не так велик, а все признанные эксперты известны участникам рынка.  

В интервью и статьях на вопрос о подложных экспертизах признанные научным сообществом эксперты сообщают, что подлоги, то есть, уголовные преступления в среде экспертов, скорее, исключительные случаи. На деле, подтверждения “новых” неизвестных картин признанных мастеров случаются часто по искренней ошибке. Ведь с уровнем науки о подделках автоматически растет и уровень подделок.

Старые мастера могли давать свои холсты на копирование ученикам. Когда к вам в руки попала копия с картины Айвазовского, написанная под чутким присмотром самого Айвазовского, эксперт широкого профиля может осечься. 

Когда же дело касается живописи века ХХ, которую порой не сложно повторить, осечься может не только эксперт, но и химическое исследование пигментов.

Вы удивитесь, но про палитру передвижников доступных сведений сегодня больше, чем про палитры мастеров ХХ века. Это усложняет и растягивает во времени экспертизу, делая её заодно и дороже.  Как же выглядит стандартная процедура атрибуции и экспертизы картин и есть ли она — стандартная процедура? Рассказываем.

 

Первым этапом экспертизы всегда был стилистический визуальный анализ.

Эксперт оценивает живопись по четким критериям, разработанным искусствоведами. Прежде всего он пытается отнести произведение к авторству определенного мастера. Сличает подпись, манеру и колорит, его тематический круг. Возможно, специалист подберет ряд ссылок на произведения автора, в которых заметен художественный поиск на аналогичную тему. Такие данные сами по себе являются основой для выставления оценочной стоимости. Но это только начало экспертизы.

 

Есть ряд методов, которые позволяют обнаружить скрытое от невооруженного глаза. И первые из них — инфракрасное и ултрафиолетовое излучения.

Они стали подручным методом антиквара и реставратора в работе с живописью и фарфором. При официальной экспертизе создается снимок полотна в соответствующем освещении. Спектры демонстрируют островки вмешательств в покровный слой — лак, олифу или глазурь — которые хорошо закамуфлированы предыдущим реставратором. Инфракрасный, в частности, покажет карандашный набросок или размерную сетку в местах, где краска положена неплотно. А ведь уже по одному подготовительному рисунку, различимому  под маслом,  специалист сможет отличить картину Айвазовского и Шишкина от копии ученика! 

 

Когда слои краски и лака исследованы, можно пристальнее посмотреть на грунт и основу. Этим займется рентгеновское исследование.

Такой процесс уже потребует взаимодействия с институтами экспертизы и реставрации. Ближайшие места, где сегодня возможно просветить картину (или, скажем, античную голову) рентгеновскими лучами — ЦХЭ им. Репина, ВХРиЦ им.Грабаря  и НИНЭ им.Третьякова,  ГОСНИИР, Русский музей и Научно-исследовательский независимый центр экспертизы им. Бенуа.

Рентгеновский снимок выявит структуру живописной основы и особенности нанесения грунта и его состояние. В случае с античной головой рентген позволит исследовать полость внутри на наличие патины: никто не патинирует фальшивки изнутри. Это исследование предоставляется так же в виде фотографии. 

Как и нижеследующее — исследование фактуры.
Эксперт исследует фактуру под микроскопом и делает макрофотографию. Так открывается, что горы у айвазовского написаны, как и полагается, жёсткой кистью, кракелюр соответствует аналогичным на музейных подлинниках и подобное. 

Технологии изготовления красок и их состав видоизменялись в ходе истории. Опыт исследований живописи, особенно живописи века ХХ-го показывает, что возраст неизвестной картины может быть установлен только путем анализа использованных при ее исследовании материалов.

Современного знания художественных материалов достаточно для квалифицированной технологической экспертизы произведений .. до конца XIX века. С пигментами века ХХ-го всё обстоит сложнее. Не стали общедоступными и уж точно не были систематизированы сведения о введении в оборот и глобальном распространении современных пигментов. Неизвестно, когда их начали применять в СССР и каков был состав связующего вещества советских красок.

Надеемся, эта заметка помогла Вам оценить, каким комплексным и коварным является вопрос подлинности. Оценили Вы и то, что экспертиза держится за четкие научные критерии и пытливое сомнение учёных. 

Все, что мы описали после стилистического анализа — это популярные, но не все методы физико-химической экспертизы. С каждым новым исследованием базы экспертов пополняются, отменяя старые промахи коллег и становясь мощнее.

 

 

 

Мария Подгорбунская