Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №525 С 6 по 13 АПРЕЛЯ

АНОНС АУКЦИОНА №525 С 6 по 13 АПРЕЛЯ

Первый топ-лот в нашей подборке — пейзаж Гавриила Кондратенко, что само по себе удача, ведь живописец славился именно пейзажем. 

Гавриил КОНДРАТЕНКО (1854 — 1924) учился в Академии художеств (1973-1984) и был жителем Петербурга. Под руководством Михаила Клодта, одного из основоположников традиций реалистического пейзажа, сформировался как живописец и тонкий колорист. Награжденные многочисленными медалями в пору учёбы и после,  покоряют внимательным отношением к натуре и ее поэтической трактовкой. 

Гавриил Кондратенко. Утро в Неаполе. 1898

Расцвет творчества Гавриила Кондратенко приходится на первую половину 1890-х. Помимо участия в выставках, включая Всемирную 1900-го года, художник совершает поездки по городам России, Украины, Кавказа, Крыма, Италии и Греции.

Творческое наследие Гавриила Кондратенко значительно. Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции музеев России. А топ-лот сегодняшнего аукциона написан на других берегах — в Неаполе в 1898 году. 

Среди работ художника встречается ряд изображений итальянских городов: он побывал на Капри, в Неаполе, Венеции, Риме, Бари и т. д., см. илл. Композиции с классическими архитектурными постройками, силуэтами пиний и кипарисов и абрисами гор на дальнем плане характерны для его творчества. Такие произведения выполнены с большой тщательностью и вниманием к натуре.

Исследуемый пейзаж представляет собой прекрасный образец живописи художника.

Он изображает панораму Неаполя: вид на вулкан Везувий и старый город, расположенный на возвышении. В его очертаниях различимо строение Кастель-дель-Ово — средневековой крепости на острове. Среди силуэтов зданий на холме различим купол церкви святой Екатерины в Формьелло. Колорит картины построен на противопоставлении яркого переднего плана и мягкой дымки, в которой растворены силуэты города и гор.

Полотна итальянского цикла выставлялись на первой Народної выставке картин (СП6, 1898) и 6-й выставке Санкт-Петербургского общества художников (М., 1898), среди них и пейзаж «Утро в Неаполе». 

 

Автор следующего лота — живописец Павел КУЗНЕЦОВ (1878–1968) — родился в Саратове. Там же он познакомился с родоначальником русского символизма Виктором Борисовым-Мусатовым и воспринял от него вечернюю гамму и любовь к мифологическим призракам. Основав вместе с другом и земляком Петром Уткиным объединение «Голубая роза», Кузнецов впервые показал в русском искусстве образцы чистого, незамутненного соображениями ясности эстетства в серии «Фонтанов» и «Рождений». Эти вещи вроде как и написаны в духе и букве символизма, но на деле много ближе «симфониям» Джеймса Уистлера, нежели паркам Борисова-Мусатова. 

Павел Кузнецов. Натюрморт с цветами и фруктами. 1953

Годы творческого расцвета живописца приходятся на 1900-е годы и дальше. Грабарь хвалит Кузнецова на страницах “Голубой розы”, Серов рекомендует его “Утро» комиссии галереи Третьякова и картину приобретают! Кузнецов дружен с Петровым-Водкиным и это даже можно ощутить, бросив взгляд на натюрморты того периода. 

 

В начале 1910-х Кузнецов едет в Узбекистан и находит там новый этап — почти как Матисс, посетивший в те же годы Марокко. Палитра Кузнецова расширяется за счет степных тканей. В то же время новая поросль «русских диких» из «Бубнового валета» заставляет Кузнецова экспериментировать с полным, так сказать, оркестром в исключительно ярких натюрмортах, которые, впрочем, не сильно отходят от формул «русского сезаннизма».

Успех новых находок омрачает лишь тяжёлая ситуация в стране. Сквозь годы перемен Павел Кузнецов продолжает уживаться с идеологией, эстетизируя советскую действительность. Интересно, что из всех 16 участников «Голубой розы» только трое в революцию предпочли покинуть Советскую Россию, остальные же восприняли идею нового государства как новую возможность для творчества, и, самое главное, принесения его плодов всему народу.

В советское время Кузнецов берет на себя ряд административных должностей — в частности, заведует отделом изо Народного комиссариата просвещения. Меняется и тематический ряд его произведений — пионерлагеря, честный и коллективный труд, спорт, индустриальные пейзажи. Живописец находит в них новый колорит, в этот период полотна заметно «теплеют».

К этому же времени относится еще один хрестоматийный шедевр Павла Кузнецова — картина «Пушбол» (1931), где дружная толпа ребят играет в огромный красный мяч. В 1930-е его записывают в формалисты, как и многих авторов, начинавших до революции, и вплоть до 1956 года полотна Кузнецова почти не видны. Наш сегодняшний лот относится как раз к упомянутому периоду — 1953 год — художник непринужденно и смело пишет почти флуоресцентные цветочные натюрморты. 

Сегодня Павел Кузнецов — любимый и узнаваемый автор, последняя выставка его работ проводилась в Третьяковской галерее 2015 году.

 

В названии творческого коллектива “КУКРЫНИКСы”, как известно, зашифрованы имена троих участников: Михаила КУприянова, Порфирия КРЫлова и НИКолая Соколова. Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи – все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами. 

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. 

Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками ещё в 1930-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба.
Каждый заслуживает отдельного рассказа, но сегодня мы поговорим только про Порфирия КРЫЛОВА (1902 — 1990).

Живописи Крылов обучался в Туле в заводской художественной изостудии (1918-1921) под руководством Г.Шегаля, затем поступил в московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН), где по 1928 год учился у А.Осмеркина, А.Шевченко, в аспирантуре – у П.Кончаловского.

Порфирий Крылов. Натюрморт. 1959

Уже в 1920-е годы Крылов с равным интересом писал портреты, пейзажи, натюрморты и современный жанр. Мотивы его картин просты, манера напоминает импрессионистов. Импрессионизм в творчестве Крылова — это главным образом мастерское владение светотеневым контрастом, когда изображение совершенно эскизное может выглядеть чётким благодаря палитре, выбранной для передачи световоздушной среды.

Необыкновенно изысканны и натюрморты художника. Сегодняшний топ-лот —  “Летние цветы”  — натюрморт — открытка. Дарственная надпись от художника нанесена прямо на фон картины, датированной 1959 годом.

Произведения Крылова экспонировались на многих художественных выставках в России и за рубежом. Они находятся в собраниях ГТГ, ГРМ, художественного музея его имени в Туле, в галерее Уффици во Флоренции, и других зарубежных музеях и частных коллекциях. 

Владимир Яковлев. Цветок на столе. 1983


А завершающий топ-лот как всегда относится к наследию нонконформистов шестидесятников — это графический очень характерный наивный цветок Владимира ЯКОВЛЕВА (1934-1998).

Яковлеву, наряду с еще несколькими, известными вам лицами, выпала роль прервать загнанную в клетку живописную традицию и начать с чистого листа. С примитива. Начать заново с того, что искусство не имеет границ. И выйти за эти границы.

Художник с юности страдал от прогрессирующей душевной болезни, был некрасив, физическое здоровье его тоже постоянно ухудшалось. Долгие годы он терял зрение, а уже в 1970-х почти не видел, рисовал, щурясь периферическим зрением.Кто только ни помогал ему, все ему сочувствовали.

Яковлев на редкость мужественно переносил выпавшие мучения, принимая судьбу. В этих чудовищных обстоятельствах, художник нашел и блестяще реализовал свое божественное предназначение. На зависть многим другим, сильным, здоровым и одаренным, он сумел оставить яркий след в истории русского искусства, раздать свой талант, и получить признание еще при жизни. В свое время художник был жутко моден среди советской интеллигенции, вечно ищущей полузапретных диковинок. Картины Яковлева до 1980-х годов бойко продавались не только внутри страны, но и за рубеж.

А мы теперь собираем бережно все их цветы, которые росли из-под железного занавеса и парусники, которые из-под него выплывали.

Графические листы Владимира Яковлева ценятся высоко и в настоящий момент продолжают расти в цене. Сегодня на торгах натюрморт, отражающий особенности позднего творчества художника.

Инвестируйте в живопись и соберите уникальную коллекцию с платформой КУПИТЬ КАРТИНУ.