Главная / Новости / Анонс аукциона №518 с 16 по 23 февраля

Анонс аукциона №518 с 16 по 23 февраля

Батурин Виктор Павлович (1863-1938) — «Лесной пейзаж», 1899 год, холст, масло, 70 х 107,5 см.

Батурин Виктор Павлович писал, главным образом, натюрморты, пейзажи маслом и акварелью в русле традиций передвижников. Одним из излюбленных мотивов стало изображение подмосковных пейзажей. Особенно любил писать реку Воронку в Тульской губернии

Представленная картина относится к серии работ, выполненных художником на одном из летних этюдов и имеет несомненное коллекционное значение.

Биография:

Батурин Виктор Павлович (1863, село Становое Тульской губернии) — (1938, Куйбышев). Русский художник-живописец, график, сценограф. Автор натюрмортов, жанровых картин. Сын помещика.

Первоначальное художественное образование получил в реальном училище в Орле у П.Г. Некрасова и Савелова. В 1882-1888 учился в МУЖВ3 у Е. С. Сорокина, С. И. Иванова, и. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, К. В. Лебедева и Н. В. Неврева. В 1888 работал в Полтаве под руководством Г. Г. Мясоедова. В 1888-1915 жил в Москве. В летние месяцы ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, в Палангу, Смоленскую, Калужскую, Тульскую губернии. В 1888-1900 служил декоратором Большого театра. Работал рисовальщиком на ткацкой фабрике Полякова (1911-1914), давал уроки в частных школах и гимназиях (до 1911). Выполнил плафон зрительного зала Шелапутинского театра в Москве (не сохранился), занимался росписью церквей и частных домов.

Писал пейзажи, натюрморты, картины на бытовые сюжеты в русле реалистических традиций передвижников. Участвовал в выставках Московского общества любителей художеств (1889-1911, с перерывами; с 1894 — член МОЛХ), ТПХВ (1891-1892, 1907), Санкт-Петербургского общества художников (1904-1915, с перерывами; член Общества с 1910). В 1893 выступил одним из учредителей Московского товарищества художников (участник выставок 1893-1899). В 1896 экспонировал свои картины на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде. С 1915 работал в Симбирске, Самарской, Оренбургской и Семипалатинской губерниях, где выполнял обязанности уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. В 1919-1930 жил в Павлодаре, где руководил художественной студией и преподавал черчение и рисование в общеобразовательных учреждениях (до 1921). С 1920 — заведующий мясным складом в Павлодаре. Выполнил эскиз пьедестала для памятника В. И. Ленину (1928), росписи клуба Водников, городского театра, рабочего клуба, создавал декорации для Гостеатра в Павлодаре. После 1930 жил в поселке Боярка под Киевом, Новосибирске, Туле, Алексине, с 1932 — в Куйбышеве. В 1920-х — 1930-х актиного участия в выставочной деятельности не принимал, экспонировал свои работы на 2-й выставке картин группы московских художников (1927). Незадолго до смерти провел персональную выставку в Куйбышеве. Писал главным образом пейзажи («Рубка леса», 1888, ГТГ) и натюрморты. Его работы имеются также в музеях Иркутска, Самары, Тулы, Ульяновска.

Произведения Батурина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Самарском областном художественном музее и других.

Федорова (Ионова) Мария Алексеевна (1859-1934) — «Дорога после дождя. Эскиз к картине «К ненастью»» 1891,

Самая известная работа — «К ненастью», написанная Марией Алексеевной в 1891 году и в том же году приобретённая у неё Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи. Одна из интересных работ художницы — «Вечер», хранящаяся в Полтавском художественном музее, экспонировалась в Полтаве на выставке «Вдохновение веков» («Натхнення вікiв») в январе 2013 года. Картины Федоровой находятся также в музеях Таганрога и Рязани, в художественной коллекции усадьбы «Узкое» в Москве, в частных коллекциях России и Финляндии.

 

Бух Арон Эфроимович (1923-2006) — «Лежащая натурщица», дерево, масло, 50 х 70 см, 1977.

   1984 год. Мусорные баки на улице Вавилова. Останавливается грузовичок. Из грузовика выскакивает пассажир. Он выгружает из кузова картины, десятки их, останавливая зевак. Достает канистру бензина и поджигает красочное буйство. 

   В этом году Аарону Буху было бы 100 лет. Историю про сожженную выставку МОСХа трактуют по разному. Одни безоценочно констатируют факты — хранить картины было негде — другие описывают перелом в мировоззрении, повлиявший на окончательный уход андеграундного живописца от официальной советской художественной доктрины.

   Впрочем эпизод-легенда хорошо описывает манеру Буха — импульсивную, экспрессивную, даже “дикую”, фовистскую.

   Аарона Буха часто описывают, как русского Матисса или даже Ван-Гога. Сравнения близкие и далёкие одновременно. Если мы всерьез решим связать имя Буха с именами других звёзд художественной сцены, то это будут, пожалуй, Константин Юон и Василий Бакшеев, которых Бух всегда называл своими учителями. 

   Началом карьеры художника стал приход в Художественную студию ВЦСПС. На уровне обучения там сохранялись традиции московского колоризма, так ярко проявившегося в первые десятилетия ХХ века. Имена Машкова и других московских сезаннистов имели там огромный вес.
   Студия ВЦСПС стала для молодых послевоенных живописцев мостом, связавшим их с живописной традицией, нарушенной приходом октябрьской революции.

   Излюбленные жанры Буха — пейзаж, цветочный натюрморт, портрет. Обнаженная натура — одна из самых высоко ценящихся тем в живописи Аарона Буха. Лот нынешнего аукциона в тонах ренуаровской “обнаженной”, как обычно радует энергичным колоритом и по-постмодернистски апеллирует к рецепторам иным, нежели привычное любование красотой изгибов женского тела. 

Яковлев Владимир Игоревич (1934-1998) — «Пейзаж», бумага, смешанная техника, 61 х 43 см,  1981.

   Полуслепой художник-нонконформист Владимир Яковлев на сегодня популярен и узнаваем на росскийском арт-рынке. “Суровому стилю” 1960-х нонконформисты противопоставили свой, экспрессивный, местами брутальный, стиль. И в их же среде формировалось такое направление, как сюрреализм и “метафизическое искусство”. 

   Упоминание сюрреалистов и метафизиков навеяно самим пейзажем с глазами: сюжет необычный, подверженный толкованию десятком способов, философских, иронических и патетических.

   Живопись большинства художников, как правило, продается в несколько раз дороже его графики. Это не так в случае Владимира Яковлева. Его графические листы ценятся почти равноценно высоко и в настоящий момент продолжают расти в цене.