Анонс аукциона №519 с 23 февраля по 2 марта
Пять набросков из туркестанского альбома, 1872 год
Первым топ-лотом сегодняшнего аукциона стал один из пяти графических листов туркестанского альбома Василия Верещагина — цветной рисунок мужчины в национальном костюме.
Герой русско-турецкой и — посмертно — русско-японской войны, всемирно известный русский живописец-баталист Верещагин конец 1860-х годов проводит в Туркестане. А с начала 1871 года, уже в Мюнхене, приступил к созданию большой серии картин по мотивам путешествия.
Значительную часть полотен Василий Верещагин посвятил изображению быта Средней Азии 1860-х годов: «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871 г.), «Продажа ребенка-невольника» (1872 г.). «Узбекская женщина в Ташкенте» (1873 г.), «Самаркандский зиндан (Подземная тюрьма)» (1873 г.). Исследуемые рисунки представляются рабочими материалами для данной серии картин.
Подтверждение авторства серии рисунков: О.Глебова.
Именно по протекции В.В.Верещагина в 1892 году поступил на живописное отделение МУЖВЗ Петровичев Петр Иванович.
Второй топ-лот “Спас на сенях”авторства Петровичева, датированный 1909 годом, смотрится знакомым глазу, и не удивительно. Изящно устроенное изобилие церковного интерьера со строгими фигурами святых в красочных медальонах напоминает о целом ряде произведений со схожим творческим поиском. Сразу вспоминаются театральные эскизы Коровина, Головина, Ларионова.
Блистательный импрессионист русской школы живописи, Пётр Петровичев известен в первую очередь своим лирическим пейзажем. Художник прошёл мастерские Левитана и Верещагина в продолжение своей учебы в МУЖВЗ. И в позднем творчестве, уже преподавая в училище ваяния и зодчества, художник развивал импрессионистические живописные поиски.
Нонконформист Владимир Яковлев не нуждается даже в представлении по имени. Достаточно показать следующий топ-лот — цветы — модернистски-плоскостные, «дикие», словно с детских самодельных открыток из садика. Таким же образом мы вспоминаем Сая Твомбли при виде живописных детских каракуль.
Сам художник не любил, когда манеру его называли примитивной. «Наив» — подчеркивал он. И мы соглашаемся: разница в умонастроении очевидна. Не интеллектуальную, но эмоциональную подоплёку ценят более всего коллекционеры произведений этого невероятного живописца. Лот относится к 1981 году — самый инвестиционно-привлекательный и узнаваемый период в творческой биографии Яковлева.
Ещё один важнейший голос художественной сцены того времени — Вячеслав Калинин. Говоря о Калинине хочется сказать «голос», потому что многие его картины — как бардовские песни, полные умных злободневных зощенковских что-ли острот.
Манеру шестидесятника Калинина — щетинистую, занозистую — пытались словесно определить по-разному. В противовес социалистическому реализму — льстивому, пименовскому, обходящему неудобные разговоры и всякую вульгарщину и крайность — Калинина называли критическим реалистом.
При этом эстетика его не реалистическая, а скорее, сюрреалистическая. Она максимально близка эстетике карнавализма, известной именами Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой. Все три художника нет-нет да поднимали в своей живописи тему застолья (читай — карнавала), так важную для советской мыслящей молодежи.
Каждый по-своему. А Калинин — нахально, населяя картины мордатыми пьяницами и развязными девицами, наполняя их странными ритуалами и двойными доньями.
Что касается последнего топ-лота праздничного аукциона, картины “Цирк” — она относится к позднему периоду творчества живописца, являет собою праздник и буффонаду, которые и есть сам цирк и показывает своё двойное дно только самым заинтересованным.
- Андеграунд (459)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (437)
- Иконы (286)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (236)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (1126)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (514)
- Русское зарубежье (235)
- Советская живопись и графика (2959)
- Советская живопись музейного значения (344)
- Современные произведения (1682)
- Новости искусства
- 28.09.2023 Женщина купила в комиссионном магазине картину за 4 доллара ради ее рамы. Позже выяснилось, что это работа Н. К. Уайета стоимостью целых 250 000 долларов.
- Новости аукционов
- 28.09.2023 АНОНС АУКЦИОНА N549 С 28 СЕНТЯБРЯ ПО 5 ОКТЯБРЯ
- Статьи об искусстве
- 21.09.2023 Аукционный дом Sotheby’s вышел победителем в битве за право на продажу коллекции Эмили Фишер Ландау