Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №519 С 23 ФЕВРАЛЯ ПО 2 МАРТА

АНОНС АУКЦИОНА №519 С 23 ФЕВРАЛЯ ПО 2 МАРТА

Верещагин Василий Васильевич

Пять набросков из туркестанского альбома, 1872 год

Первым топ-лотом сегодняшнего аукциона стал один из пяти графических листов туркестанского альбома Василия Верещагина — цветной рисунок мужчины в национальном костюме.

Герой русско-турецкой и — посмертно — русско-японской войны, всемирно известный русский живописец-баталист Верещагин конец 1860-х годов  проводит в Туркестане. А с начала 1871 года, уже в Мюнхене, приступил к созданию большой серии картин по мотивам путешествия.

Значительную часть полотен Василий Верещагин посвятил изображению быта Средней Азии 1860-х годов: «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871 г.), «Продажа ребенка-невольника» (1872 г.). «Узбекская женщина в Ташкенте» (1873 г.), «Самаркандский зиндан (Подземная тюрьма)» (1873 г.). Исследуемые рисунки представляются рабочими материалами для данной серии картин.

Подтверждение авторства серии рисунков: О.Глебова.

Именно по протекции В.В.Верещагина в 1892 году поступил на живописное отделение МУЖВЗ Петровичев Петр Иванович.

Второй топ-лот “Спас на сенях”авторства Петровичева, датированный 1909 годом, смотрится знакомым глазу, и не удивительно. Изящно устроенное изобилие церковного интерьера со строгими фигурами святых в красочных медальонах напоминает о целом ряде произведений со схожим творческим поиском. Сразу вспоминаются театральные эскизы Коровина, Головина, Ларионова. 

Блистательный импрессионист русской школы живописи, Пётр Петровичев известен в первую очередь своим лирическим пейзажем. Художник прошёл мастерские Левитана и Верещагина в продолжение своей учебы в МУЖВЗ. И в позднем творчестве, уже преподавая в училище ваяния и зодчества, художник развивал импрессионистические живописные поиски.

Нонконформист Владимир Яковлев не нуждается даже в представлении по имени. Достаточно показать следующий топ-лот — цветы — модернистски-плоскостные, «дикие», словно с детских самодельных открыток из садика. Таким же образом мы вспоминаем Сая Твомбли при виде живописных детских каракуль.

Сам художник не любил, когда манеру его называли примитивной. «Наив» — подчеркивал он. И мы соглашаемся: разница в умонастроении очевидна. Не интеллектуальную, но  эмоциональную подоплёку ценят более всего коллекционеры произведений этого невероятного живописца. Лот относится к 1981 году — самый инвестиционно-привлекательный  и узнаваемый период в творческой биографии Яковлева.

Ещё один важнейший голос художественной сцены того времени — Вячеслав Калинин. Говоря о Калинине хочется сказать «голос», потому что многие его картины — как бардовские песни, полные умных злободневных зощенковских что-ли острот. 

Вячеслав Калинин. Цирк.

Вячеслав Калинин. Цирк.

Манеру шестидесятника Калинина — щетинистую, занозистую — пытались словесно определить по-разному. В противовес социалистическому реализму — льстивому, пименовскому, обходящему неудобные разговоры и всякую вульгарщину и крайность — Калинина называли критическим реалистом. 

При этом эстетика его не реалистическая, а скорее, сюрреалистическая. Она максимально близка эстетике карнавализма, известной именами Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой. Все три художника нет-нет да поднимали в своей живописи тему застолья (читай — карнавала), так важную для советской мыслящей молодежи.
Каждый по-своему. А Калинин — нахально, населяя картины мордатыми пьяницами и развязными девицами,  наполняя их странными ритуалами и двойными доньями.

Что касается последнего топ-лота праздничного аукциона, картины “Цирк” — она относится к позднему периоду творчества живописца, являет собою праздник и буффонаду, которые и есть сам цирк и показывает своё двойное дно только самым заинтересованным.