Главная / Новости / Анонс аукциона №520 с 3 по 9 марта

Анонс аукциона №520 с 3 по 9 марта

Когда молодой Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) уже вовсю писал родной глинозём

С.Жуковский. Ранняя весна. 1899

исключительно на пленэре, Вещилов только закончил штриховать конус и начал брить бороду. Когда же они оба — уже известные в России художники — покинули страну в 1922 — 1923 годах, Вещилов уезжал в Париж, продолжать блестящую карьеру, а Жуковский — в Польшу, от нападок авангардистской критики.

За 20 лет до эмиграции Жуковский написал “Раннюю весну”, импрессионистскую и передвижническую одновременно. Сегодня это наш топ-лот возрастом более 120 лет, достойный самого искреннего восхищения.

А тем временем художник Вещилов (1878–1945) самозабвенно любил нравиться зрителю и в этом преуспел. И потому радуешься, когда видишь иного Константина Александровича. Такого, который потрудился употребить свой талант, чтобы написать задумчивое “Возвращение из церкви” или трагического “Утопленника”.

К.Вещилов. Эскиз декорации II акта комедии «ЖЕНИТЬБА» Н.Гоголя. 1944.

— А что ж нам, “Утопленника” в гостиную вешать? — возразите вы, и будете правы.

Мы любим тебя, дорогой Вещилов, ты салонен ровно в меру.

Но вот таким его вы наверняка не видели!
Художник в молодости привык получать награды и поощрения за произведения в историческом жанре.  А сценографией впервые занялся в тридцать три и очень скоро исполнил заказы на сценографии “Богемы” и “Кармен”. Сегодня с аукциона по грабительски низкой цене уходит эскиз маслом для сценографии “Женитьбы” Гоголя. Аналогичный интерьер из другой сцены “Женитьбы” хранится в музее Метрополитан  — ссылки на странице лота.

Константин Горбатов. Закат на Волге. 1894

 

Следующий топ-лот тоже не рядовой в творчестве Константина Ивановича Горбатова (1876-1945). Эту акварель 18-летний Горбатов писал еще до того, как попал на учебу в мастерские Киселева и Дубовского, учась в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова.

Все вышеназванные знаменитые художники разделили участь эмигрантов после революции. Русские пейзажи в их творчестве заканчиваются 1922 годом, став редкостью.

Анатолий Зверев. Дон Кихот. 1975

Яковлев со Зверевым на фоне эмигрантов первой волны смотрятся неприглядно и вызывающе. Но мы не меньше, чем в русских импрессионистов, влюблены в советское неофициальное. О, время молодости наших родителей, время сложных перемен и новых героев, таких, например, как Дон Кихоты Зверева.

«Я не имею права нарушать устав странствующих рыцарей, и между тем я знаю наверное… что на постоялых дворах они никогда не платили ни за ночлег, ни за что-либо еще, ибо все должны и обязаны оказывать им радушный прием за неслыханные муки, которые они терпят, ища приключений”. Это цитата, послужившая эпиграфом к целой выставке зверевских Дон Кихотов в музее AZ.

Разве не отразился этот персонаж в голосе Анатолия Зверева (1931-1986), с его вечным скитанием по чужим дворам и поиском ночлега?
Герой Сервантеса — своего рода фирменный знак знаменитого нонконформиста, его альтер эго, эмблема его творчества и жизненное кредо. Дон Кихотов было написано множество: изящных, экспрессивных, или как вот этот, вовсе диких.

Владимир Яковлев. Парусники. 1981

По экспрессии и стилю Зверева ближе всего можно сопоставить с Владимиром Яковлевым (1934-1998). Оба они взяли на себя одинокую и рискованную роль — прервать загнанную в клетку традицию и начать с чистого листа. С примитива, если хотите. Начать заново с того, что искусство не имеет границ. И выйти за эти границы. А мы теперь собирай бережно все их цветы, которые росли из-под железного занавеса и парусники, которые из-под него выплывали.

Завершающий топ-лот — графический лист  Владимира Яковлева, наивные парусники на картоне, с убедительным инвестиционным потенциалом.

 

 

 

 

https://ci51087.tw1.ru/pictures/rannyaya-vesna-4/