Главная / Новости / Анонс аукциона №523 с 23 по 30 марта

Анонс аукциона №523 с 23 по 30 марта

Иосиф Евстафьевич КРАЧКОВСКИЙ (1854-1914 )— заметный представитель русской пейзажной школы второй половины XIX века, в творчестве которого органично соединились академические традиции и реалистические черты. 

 

Крачковский — путешественник. Неизвестно точно, родился ли он в Варшаве, или в Петербурге. Умер на живописном озере Комо. Со студенчества он демонстрировал талант лирического пейзажиста и без конца ездил в пенсионерские путешествия по Европе под звон медалей, ему присуждаемых.

Иосиф Крачковский. Берег реки.

Чем примечателен именно Крачковский? Он часто писал красоты нездешние, диковинные, зажигая воображение зрителя  непривычной красочной палитрой других широт. 

 Экзотические растения и сочные цветовые аккорды с картин Иосифа Евстафьевича дарили зрителям свежее впечатление в рамках милой и знакомой реалистической школы.  Снимки журнала National Geographic, а не живописные полотна.

Иными словами, живописец умудрился вплеснуть цвета, поэзии и освежающей новизны в историю классического русского пейзажа рубежа веков. А сегодня на нашем аукционе его русский пейзаж с завораживающе тонко написанными небом и водой.

Витольд Каэтанович БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ (1872-1957)  также продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века. «Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценятся в Европе работы малых голландцев” — слова биографа, которые любят цитировать исследователи.


Тема пейзажа самодостаточная, вневременная и нейтральная. Бируля отличается своим очень характерным звучанием. Мажорных аккордов природного изобилия как на картинах Константина Коровина у Бялыницкого-Бирули не много. Любимый и частый лейтмотив — светоносные  весенние пейзажи, будь то цветение или половодье. Узнаёт зритель и характернную игру с тремя излюбленными цветами — голубой, зеленый и белый — звучание которых в аккомпанементе друг друга непрестанно исследует художник.

Витольд Бялыницкий-Бируля. Зазеленело.

Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году. В 17 лет стал студентом. Его учителями были яркие звезды художественной Москвы как Илларион Прянишников, Николай Неврев, Сергей Коровин, Василий Поленов. Мастера передачи свето-воздушной среды и гармонии цвета. А ещё Бялыницкий Бируля дружил с Исааком Левитаном и делил с ним мастерскую. Третьяков купил картину художника со студенческой выставки — тоже история известная и лестная. 

Витольд Каэтанович по тем меркам удачно женился, жена  Ольга – была дочерью купца, семья ни в чем не нуждалась. Роскошь, в которой жили Бирули, само собой привлекла к внимание советской власти, и в 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает в «Чайке» художественную школу для крестьянских детей, в результате чего его оставляют в покое.

Авторитет Витольда Каэтановича как опытного охотника привлекал в «Чайку» не только художников. На медвежью охоту сюда приезжали даже известные партийные и государственные деятели Михаил Фрунзе и Ян Рудзутак. Бялыницкий‑Бируля, по воспоминаниями, был отменным организатором загонных охот. «Чайка» по сей день открыта сегодня в Тверской областив 5 часах от Москвы.  А мы переходим к топ-лоту из следующей категории: шестидесятники.

 

«Каждый его мазок – наслаждение, – писал Роберт Фальк про Анатолия ЗВЕРЕВА (1931-1986), – живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…» Наследие художника огромно, оно рассредоточено по многочисленным частным собраниям, как в Москве, так и за рубежом.

Анатолий Зверев. Купальщица. 1984

Известный нонконформист, представитель неофициального искусства 1960х – 1980х гг. В кругу шестидесятников Зверев – легендарный художник абсолютного эстетического вкуса, абсолютной живописной одаренности. Его жизнь и творчество стали своеобразной иллюстрацией мифа о бродяге – гении, умеющем взмахом руки создать шедевр и при этом гибнущем от пьянства и нищеты.

 

Эта «Купальщица» написана гуашью в характерной для художника размашистой манере.

 

Владимир ЯКОВЛЕВ (1934-1998) рисовал с 1957-го года. Вдохновил фестиваль молодежи и студентов: Яковлеву тогда было 23, образования у него было 5 классов и работал он ретушером в издательстве журнала “Искусство”.

Этот художник — легенда послевоенного неофициального искусства. Манера Яковлева резко отличалась

Владимир Яковлев. Три дерева. 1984

и цепляла взор, он был на слуху у советской интеллигенции как художник удивительной интуиции, новатор и… мученик.

Художник с юности страдал от прогрессирующей душевной болезни, был некрасив, физическое здоровье его тоже постоянно ухудшалось. Долгие годы он терял зрение, а уже в 1970-х почти не видел, рисовал, щурясь периферическим зрением.Кто только ни помогал ему, все ему сочувствовали.

Яковлев на редкость мужественно переносил выпавшие мучения, принимая судьбу. В этих чудовищных обстоятельствах, художник нашел и блестяще реализовал свое божественное предназначение. На зависть многим другим, сильным, здоровым и одаренным, он сумел оставить яркий след в истории русского искусства, раздать свой талант, и получить признание еще при жизни.

Живопись большинства художников, как правило, продается в несколько раз дороже его графики. Это не так в случае Владимира Яковлева. Его графические листы ценятся почти равноценно высоко и в настоящий момент продолжают расти в цене. Сегодня на торгах пейзаж. Это графический лист, который отражает особенности позднего творчества художника. Такие рисунки просятся в коллекцию: соединенные в один многоголосый хор на стене, графические листы Яковлева звучат уникально и красиво.