Анонс аукциона №523 с 23 по 30 марта
Иосиф Евстафьевич КРАЧКОВСКИЙ (1854-1914 )— заметный представитель русской пейзажной школы второй половины XIX века, в творчестве которого органично соединились академические традиции и реалистические черты.
Крачковский — путешественник. Неизвестно точно, родился ли он в Варшаве, или в Петербурге. Умер на живописном озере Комо. Со студенчества он демонстрировал талант лирического пейзажиста и без конца ездил в пенсионерские путешествия по Европе под звон медалей, ему присуждаемых.
Чем примечателен именно Крачковский? Он часто писал красоты нездешние, диковинные, зажигая воображение зрителя непривычной красочной палитрой других широт.
Экзотические растения и сочные цветовые аккорды с картин Иосифа Евстафьевича дарили зрителям свежее впечатление в рамках милой и знакомой реалистической школы. Снимки журнала National Geographic, а не живописные полотна.
Иными словами, живописец умудрился вплеснуть цвета, поэзии и освежающей новизны в историю классического русского пейзажа рубежа веков. А сегодня на нашем аукционе его русский пейзаж с завораживающе тонко написанными небом и водой.
Витольд Каэтанович БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ (1872-1957) также продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века. «Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценятся в Европе работы малых голландцев” — слова биографа, которые любят цитировать исследователи.
Тема пейзажа самодостаточная, вневременная и нейтральная. Бируля отличается своим очень характерным звучанием. Мажорных аккордов природного изобилия как на картинах Константина Коровина у Бялыницкого-Бирули не много. Любимый и частый лейтмотив — светоносные весенние пейзажи, будь то цветение или половодье. Узнаёт зритель и характернную игру с тремя излюбленными цветами — голубой, зеленый и белый — звучание которых в аккомпанементе друг друга непрестанно исследует художник.
Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году. В 17 лет стал студентом. Его учителями были яркие звезды художественной Москвы как Илларион Прянишников, Николай Неврев, Сергей Коровин, Василий Поленов. Мастера передачи свето-воздушной среды и гармонии цвета. А ещё Бялыницкий Бируля дружил с Исааком Левитаном и делил с ним мастерскую. Третьяков купил картину художника со студенческой выставки — тоже история известная и лестная.
Витольд Каэтанович по тем меркам удачно женился, жена Ольга – была дочерью купца, семья ни в чем не нуждалась. Роскошь, в которой жили Бирули, само собой привлекла к внимание советской власти, и в 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает в «Чайке» художественную школу для крестьянских детей, в результате чего его оставляют в покое.
Авторитет Витольда Каэтановича как опытного охотника привлекал в «Чайку» не только художников. На медвежью охоту сюда приезжали даже известные партийные и государственные деятели Михаил Фрунзе и Ян Рудзутак. Бялыницкий‑Бируля, по воспоминаниями, был отменным организатором загонных охот. «Чайка» по сей день открыта сегодня в Тверской областив 5 часах от Москвы. А мы переходим к топ-лоту из следующей категории: шестидесятники.
«Каждый его мазок – наслаждение, – писал Роберт Фальк про Анатолия ЗВЕРЕВА (1931-1986), – живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…» Наследие художника огромно, оно рассредоточено по многочисленным частным собраниям, как в Москве, так и за рубежом.
Известный нонконформист, представитель неофициального искусства 1960х – 1980х гг. В кругу шестидесятников Зверев – легендарный художник абсолютного эстетического вкуса, абсолютной живописной одаренности. Его жизнь и творчество стали своеобразной иллюстрацией мифа о бродяге – гении, умеющем взмахом руки создать шедевр и при этом гибнущем от пьянства и нищеты.
Эта «Купальщица» написана гуашью в характерной для художника размашистой манере в поздний период творчества.
Владимир ЯКОВЛЕВ (1934-1998) рисовал с 1957-го года. Вдохновил фестиваль молодежи и студентов: Яковлеву тогда было 23, образования у него было 5 классов и работал он ретушером в издательстве журнала “Искусство”.
Этот художник — легенда послевоенного неофициального искусства. Манера Яковлева резко отличалась
и цепляла взор, он был на слуху у советской интеллигенции как художник удивительной интуиции, новатор и… мученик.
Художник с юности страдал от прогрессирующей душевной болезни, был некрасив, физическое здоровье его тоже постоянно ухудшалось. Долгие годы он терял зрение, а уже в 1970-х почти не видел, рисовал, щурясь периферическим зрением.Кто только ни помогал ему, все ему сочувствовали.
Яковлев на редкость мужественно переносил выпавшие мучения, принимая судьбу. В этих чудовищных обстоятельствах, художник нашел и блестяще реализовал свое божественное предназначение. На зависть многим другим, сильным, здоровым и одаренным, он сумел оставить яркий след в истории русского искусства, раздать свой талант, и получить признание еще при жизни.
Живопись большинства художников, как правило, продается в несколько раз дороже его графики. Это не так в случае Владимира Яковлева. Его графические листы ценятся почти равноценно высоко и в настоящий момент продолжают расти в цене. Сегодня на торгах пейзаж. Это графический лист, который отражает особенности позднего творчества художника. Такие рисунки просятся в коллекцию: соединенные в один многоголосый хор на стене, графические листы Яковлева звучат уникально и красиво.
- Андеграунд (404)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (413)
- Иконы (300)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (243)
- Книги (4)
- Плакаты (15)
- Предметы интерьера и антиквариат (1126)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (486)
- Русское зарубежье (223)
- Советская живопись и графика (2899)
- Советская живопись музейного значения (471)
- Современные произведения (1651)