Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №526 С 13 ПО 20 АПРЕЛЯ

АНОНС АУКЦИОНА №526 С 13 ПО 20 АПРЕЛЯ

Не стоит и говорить, какая редкость — встретить в продаже акварель авторства Чернецовых. Наш сегодняшний открывающий топ-лот — графическая работа Никанора ЧЕРНЕЦОВА(1805 — 1879), младшего из братьев. Продажа аналогичной акварели такого же размера была на Sotheby’s пять лет назад и составила более сорока тысяч долларов. Сегодня вам представляется возможность приобрести редчайшую вещь по инвестиционной цене. 

Эксперт предполагает в этой работе реминисценцию на одно из французских полотен, возможно, Клода Верне. Верне за полвека до этой акварели уже поражал публику эпического размаха сценами кораблекрушений. И перед нами именно такая: обессиленные рыбаки, едва вскарабкавшись на валуны, досматривают, как буря терзает каркас их хрупкого судна.

Никанор Чернецов. кораблекрушение.Бумага, акварель, карандаш, белила. 1829 год

Невозможно не заметить, что акварель напоминает еще один шедевр, рожденный аккурат тогда же, но в морской державе Японии — прославленную гравюру Кацусики Хокусая  “Под большой волной в Канагаве”. Композиция аналогична, как и тема: человек лишь пылинка перед волей природной стихии. Может ли быть, что Никанор и Кацусика вдохновенно интерпретировали одну и ту же картину? 

Собрание музея метрополитан ||| Кацусика Хокусай. Под большой волной в Канагаве. 1827-1831

А тем временем, приятнейшая удача — представлять на нашем аукционе художников, чьё имя связывают аж с эпохой бидермайер и именем Венецианова. Братья Чернецовы не были учениками Алексея Венецианова, но, не достигая масштабов его дарования и глубины творчества, шли во многом по его пути. Этот путь — «рабское следование натуре» (А.Венецианов) и интерес к собственному национальному бытию. В их картинах присутствует радостное чувство открытия жизни вокруг. Каждый раз они заново вглядываются в природу, не позволяя себе впадать в рутину однажды выработанного приема.

Никанор Чернецов. кораблекрушение. Деталь

По своей манере Григорий и Никанор Чернецовы похожи друг на друга до такой степени, что их  работы порой не отличить. Новое для николаевского времени стремление к документальной точности в изображении всего увиденного соединялось у Чернецовых с классицистической академической выучкой, со стремлением прозреть идеал в натуре. Прекрасный рисунок как пейзажа, так и человеческих фигур, умная группировка этих последних, почти постоянно играющих видную роль в изображенном виде природы, и строго соблюденная линейная перспектива, вот  — достоинства их картин, гармоничных, порой очень интересных по содержанию и исполненных добросовестно, но условных и неярких по краскам.

Итак, мастерская акварель о неотвратимой и не внемлющей мольбам стихии, “Большая волна” Никанора Чернецова 1829 года, на торгах! 

Автор следующего лота — Константин ВЕЩИЛОВ (1877-1945) — был не менее искусным мастером изображения воды во всех её переходных состояниях, сегодня к вашему вниманию снег! На рынке сегодня немало картин Вещилова, но наш пейзаж масштабнее других. А год его исполнения — 1915  — придаёт ей весомость и значительность, поскольку это один из наиболее ценимых периодов его творчества. К тому же, по всей видимости, работа выполнена с натуры и больше и лучше передает нам атмосферу зимнего леса.

Весёлый и энергичный, любимый ученик Ильи Репина начал карьеру, как живописец исторического жанра. После 1910-х в его творчестве получают место сценография, иллюстрация и портретное мастерство, но мы знаем его преимущественно как пейзажиста. Почему?

Константин Вещилов. Солнечный день в лесу. 1915

Революционные годы поставили перед тяжёлым выбором многих живописцев этой плеяды и вряд ли кто-то с лёгкостью покидал родину. Биография Вещилова свидетельствует об искренних и многократных попытках добродетельного живописца поладить с новым укладом жизни в России, но в 1922 году художник покидает родину. 

Жизнь русского зарубежья была ещё тяжелее жизни в революционной России, но давала свободу творчества. Впрочем, неподцензурность это одно, а коммерческий успех, порой, другое.  В эмиграции из исторических полотен Вещилова исчезают признаки времён и народов, оставляя нам первозданную, чувственную пейзажную природу, способную прокормить эмигранта на чужбине. 

В шатком положении эмигранта не потакать зрителю непозволительная роскошь! Вещилов потакал, и всякая новая карьерная веха, кажется, лишь добавляла его творчеству салонного лоска. В юности он побывал в ряде пенсионерских поездок и знал как экзотическую тягу русских красочным пейзажам Италии, так и тягу европейских южан к палитре зимнего леса. Уехав, художник успел пожить в Италии, Франции и США и везде продолжал писать море и ёлки под шапкой искристого снега. В эмиграции Вещиловские виды природы обретают постоянство горизонтального формата и размера (до метра). 

Константин Вещилов. Солнечный день в лесу. Деталь

А сегодняшние ёлки особенные. Пейзаж написан в 1915 году, за 7 лет до эмиграции. Константин Вещилов  — импрессионистически-настроенный без пяти минут академик живописи. Перед нами вертикальный крупный холст с видом заснеженной тропки в зимнем лесу. Эмоциональное тепло этого пейзажа Вещилов мастерски создаёт при помощи света: тот “зажигает” еловую зелень и радостно звучит в солнечных зайчиках на снегу.

Следующий лот переносит нас в компанию интеллектуальной элиты и творческой богемы СССР 1960-х годов, в эпоху расцвета нон-конформного подпольного неофициального советского искусства. 

Анатолий ЗВЕРЕВ (1931-1986) — это имя неофициального советского художника плотно закрепилось в народном сознании. Даже Пабло Пикассо отметил его, как лучшего русского рисовальщика. А свидетельства его таланта просочилось за границу при помощи достославного коллекционера Георгия Костаки. Из его воспоминаний об Анатолии Звереве: «Скорость мазков кисти перемежалась и напоминала палочки в руках барабанщика; капли гуаши разлетались вокруг, забрызгивая обои. Пришлось поставить фанерные перегородки с трех сторон стола.

Отъезд Георгия Костаки. Прощание с Анатолием Зверевым, на заднем плане Николай Лавреньтеьев и Игорь Санович, 1978

Когда высыхала гуашь, и в портрете угадывался образ модели, трудно было представить, что портрет был создан подобным образом. Белый лист или полотно не пугали Зверева. Он рассматривал их подобно тому, как музыкант рассматривает свой инструмент – например, виолончель. Смычком Звереву служила большая кисть, с которой он никогда не расставался. Работая с маслом или гуашью, он казалось, играл – без малейшего напряжения, ничего никогда не исправляя. Зверев очень и очень много рисовал, там, где только мог. В метро, в поезде, в трамвае. Даже в кинотеатр он брал с собой блокнот и делал наброски до начала фильма.”

Анатолий Зверев. Портрет Саши. 1978

Экспрессия Анатолия Зверева выплескивалась на бумагу или холст всеми возможными способами. Он писал пальцами, окурками, сигаретным пеплом, веником…Один из выдающихся русских портретистов, сумевший выразить трепетный динамизм момента и мистическую внутреннюю энергию объекта, спонтанный импровизатор. Несколькими штрихами Зверев достигает огромности драматического эффекта.

Образ Саши с подарочного портрета, созданного Анатолием Зверевым в 1978 году, демонстрирует характерные признаки зрелой манеры художника – импровизационный характер исполнения, сочетание спонтанного живописного жеста, близкого американской «живописи действия» 1950-х годов, и сильного, уверенного рисунка. Что примечательно — рисунка несколькими карандашами одновременно. 

В последнее время цены на работы Анатолия Зверева выросли раз в десять и продолжают расти. Еще несколько лет назад можно было приобрести масляную работу Зверева за 1000-2000$. Представленный у нас портрет довольно внушительного размера — почти метровый — при этом цена на него значительно ниже рыночной. Не упустите шанс пополнить им свою коллекцию!

Владимир Яковлев. Мужская фигура. 1970-е

От экспрессии — к наиву. Следующий, крупный рисунок цветными карандашами принадлежит Владимиру ЯКОВЛЕВУ (1934-1998). 

Его работы предельно обобщены и максимально просты, но динамичны и выразительны. Художник осознанно упрощал изображение, чтобы убрать все лишнее и оставить только суть — в этом один из принципов его метода.

Самые известные серии Яковлева — коты и цветы. Образы его картин явно не слышали про венециановское «рабское следование натуре», они схематичны и осязаемы одновременно, они словно «еще не доросли» до реализма и даже не догадываются, что должны с ним равняться. Его цветы — не натюрморт, а коты — не анимализм. Перед нами не цветок или кот, а обобщённый образ цветка, кота или рыбы.

Темы даже самых красочных и тёплых наивных работ художника заряжены удивительным драматическим потенциалом или автопортретны. Кот себе на прокорм убил птицу. Цветок простоит в стакане ещё часов десять. Парусники, плывущие за моря, оставляют нас глядеть им во след. Глаза, глядящие, сквозь облака — не видят ясно?

Судьба Владимира Яковлева без преувеличений трагична и в этом смысле его работы — это символы, отражения души. Художник с юности страдал от прогрессирующей душевной болезни, был некрасив, физическое здоровье его тоже постоянно ухудшалось. Долгие годы он терял зрение, а уже в 1970-х почти не видел, рисовал, щурясь периферическим зрением.Кто только ни помогал ему, все ему сочувствовали.

Яковлев на редкость мужественно переносил выпавшие мучения. В чудовищных обстоятельствах художник нашел и блестяще реализовал свое предназначение. На зависть многим сильным, здоровым и талантливым художникам, он сумел оставить яркий след в истории русского искусства и получить признание еще при жизни.


Автор заключительного топ-лота из рубрики «Советское Неофициальное» прошел через ужасы Великой Отечественной войны, испытал на себе немилость властей и был вынужден покинуть СССР. Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ (1925-2016) создавал монументальные произведения, которые сегодня можно увидеть в разных странах мира — в России и Украине, США и Египте, Швеции и Ватикане. 

Уже 15 лет уверенным спросом пользуется на рынке искусства бронзовая скульптура авторства Эрнста 

Эрнст Неизвестный. Одиночество. 1980-е

Неизвестного. Но в последнее время встречается не так часто: большая часть произведений уже осели в частных коллекциях и музеях.  И если в последние годы цены на художника росли из-за высокого спроса, теперь они растут еще и из-за дефицита предлагаемых произведений. На наших торгах сегодня скульптура «Одиночество». Авторская гравировка латиницей свидетельствует о том, что вещь была исполнена в эмиграции и репатриирована в Россию позже. При всей философской отвлечённости, тема одиночества с близка каждому. Представляется, что мы не сделаем драматического преувеличения, если скажем: в эмиграции для Эрнста, как и для многих эта тема стала особенно животрепещущей. И исцеление творчеством — пожалуй, лучшее, что можно позволить себе в такие моменты. 

Свой узнаваемый стиль он экстраполировал очень по-модернистски на все техники. Раз увидев эти картины, литографии, скульптуры вместе, не спутаешь ни с кем. А всё же именно скульптурные произведения находили наибольший масштаб и народное признание. 

Говоря о Неизвестном — скульпторе, первое, что обычно вспоминают, — это не одну из самых высоких скульптур в мире «Цветок лотоса» на Асуанской плотине 75 метров высотой. И не пронзительную «Маску скорби» в Магадане. А вспоминают эпизод на выставке в Манеже в 1962 году, где Хрущёв обрушился с бранью на непонятных ему современных художников. А Неизвестный тогда стал притчей у всех на устах: не потерял присутствия духа и вступился за взгляды свои и коллег. Взгляды, к счастью, были таковы, что с недопониманиями со стороны чиновничества, творчество не заканчивается.

В том же 1962 году Неизвестный создал скульптуру Орфея, и четверть века вся страна регулярно любуется  на неё на ежегодной церемонии вручения ТЭФИ. Автор масштабировал двухметровую скульптуру для наградительной статуэтки. Интересный факт: изготовление статуэток по сей день происходит в американской мастерской ученика Эрнста Неизвестного — Джеффа Блюмиса. Одна статуэтка весит 8,5 кг, стоимость её изготовления на начало 2000-х годов составляла одну тысячу долларов США.

Скульптура  “Одиночество”  —  топ лот сегодняшнего аукциона по размеру соответствует известной статуэтке Орфея и исполнена в узнаваемом авторском пластическом стиле. В последний год скульптуры такого размера стоили от 15 000 $. Но на этом аукционе платформы «Купить картину» лот можно приобрести по прекрасной инвестиционной цене.

Инвестируйте в живопись и соберите уникальную коллекцию с платформой КУПИТЬ КАРТИНУ.