Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №527 С 20 ПО 27 АПРЕЛЯ

АНОНС АУКЦИОНА №527 С 20 ПО 27 АПРЕЛЯ

 

Альбом семьи Маковских

Открывающий лот нашего аукциона — альбом семьи Маковских.
Даже не семьи, а прославленной русской творческой династии, в которой, как вы помните, было много художников. Нам выпало счастье иметь два таких альбома, второй — очень похожий — с графикой Николая Маковского.

А вот этот альбом — совершенно особенный.
Долгие годы в семье собиралась коллекция рисунков: гостившие друзья оставляли их как сувениры или устраивали обмен произведениями. Так набрался целый альбом. В нём — 40 графических миниатюр авторства восемнадцати выдающихся русских художников, среди них Владимир и Николай Маковские, Альберт Бенуа, Апполинарий Васнецов, Алексей Боголюбов и Иван Шишкин.

 

Автор экспертизы, Ольга Глебова, подтвердила, что состояние материалов обеспечивает заявленную датировку — альбом и каждый отдельный рисунок старели одновременно в единых условиях. Нет сомнений в подлинности лота, который заявлен, как имеющий музейную ценность. Подробности по ссылке.

Автор следующего топ-лота — Василий ШУХАЕВ (1887-1973) — выпускник петербургской академической мастерской Дмитрия Кардовского.

Событий из его жизни хватит на несколько киносценариев. Его благодарные ученики прославлены на весь мир, а работы уходят с молотка за суммы более миллиона долларов. Его называют одним из лучших

Василий Шухаев. Букет полевых цветов.

иллюстраторов Пушкина. Но имя его, увы, не на слуху.

Впервые он вошел в историю искусства в 1912 году крупноформатной картиной «Вакханалия»: картина стала своего рода декларацией нового направления, получившего название «неоклассицизм».

Стремление учеников Кардовского крепче держаться за классику в разгар модернистских манифестаций в 1917 году вылилось в событие: Александр Яковлев и Василий Шухаев, выпускники Санкт-Петербургской академии художеств, организовали «Цех живописцев Святого Луки», группу художников, декларативно противопоставивших себя авангардистским направлениям.

Василий Шухаев. Букет полевых цветов. Деталь

В основу работы Цеха предлагалась методика преподавания рисунка, выработанная Кардовским. Мастер требовал от учеников ясности формы, убедительной «лепки» формы тоном, внимательности к деталям, цельности и завершённости произведения. Эти качества можно видеть как в собственных рисунках Кардовского, так и в работах Василия Шухаева тех лет.

Используя приемы Ренессанса, “Цех живописцев”  привнесли в стилистику и образность модерна оптическую остроту, которая стала одним из источников «новой фигуративности» 1920-х годов.  

Судьба Василия Шухаева в советском союзе сложилась трагически. После отъезда в Париж вслед за другом Александром Яковлевым, Шухаев становится успешен в Европе, но всё же рискует вернуться на родину в 1935-м. Поначалу его встретили более чем приветливо. В 1936 году прошла даже его персональная выставка в Москве. Но ни портретов Сталина и Ворошилова, ни изображений рабочих и крестьян, ни картин, воспевающих победы коллективного труда. В прессе аккуратно намекнули , что художник пока не проникся идеями советской жизни и в его работах ощущается буржуазность и тлетворное влияние эмигрантского периода. А в апреле 1937 года художник и его жена были арестованы «по обвинению в шпионаже».

Василий Шухаев. Букет полевых цветов. Деталь

Супруги получили по 8 лет лагерей. 1947 году, 10 лет спустя после начала трагической истории, Шухаевым удалось вернуться. Жить разрешили только в Тбилиси.
В 1958 году Шухаевы получили полную реабилитацию,  но и после реабилитации жили в Тбилиси — там художник и провел последние 25 лет своей жизни, преподавая в Академии художеств Грузинской ССР и параллельно работая в театре декоратором. Ежегодно, с мая по сентябрь гостил с женой в Подмосковье, на Николиной Горе.

Наш огромного размера натюрморт относится к этому позднему идиллическому периоду.

Витольд Каэтанович БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ (1872-1957)  также продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века. «Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достиг популярности своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценятся в Европе работы малых голландцев” — слова биографа, которые любят цитировать исследователи.


Тема пейзажа самодостаточная, вневременная и нейтральная, а Бялыницкий-Бируля отличается своим

Витольд Бялыницкий-Бируля. Пейзаж с церковью. 1920-30-е годы.

характерным звучанием. Мажорных аккордов природного изобилия как на картинах Коровина у Бялыницкого-Бирули не сыскать. Любимый и частый лейтмотив — светоносные  весенние пейзажи, будь то цветение или половодье. Для знатока узнаваема игра с тремя излюбленными цветами — голубой, зеленый и белый — созвучие которых непрестанно исследует художник.

Его учителями были яркие звезды художественной Москвы как Илларион Прянишников, Николай Неврев, Сергей Коровин, Василий Поленов — виртуозы передачи свето-воздушной среды и колористической гармонии. Витольд Каэтанович по тем меркам удачно женился, жена  Ольга – была дочерью купца, семья ни в чем не нуждалась. Роскошь, в которой жили Бирули, само собой привлекла к внимание советской власти, и в 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает в «Чайке» художественную школу для крестьянских детей, в результате чего его оставляют в покое.

Авторитет Витольда Каэтановича как опытного охотника привлекал в «Чайку» не только художников. На медвежью охоту сюда приезжали даже известные партийные и государственные деятели Михаил Фрунзе и Ян Рудзутак. Бялыницкий‑Бируля, по воспоминаниями, был отменным организатором загонных охот. «Чайка» по сей день открыта сегодня в Тверской областив 5 часах от Москвы.  А мы переходим к топ-лоту из следующей категории: шестидесятники.

 

Крупный акварельный лист принадлежит Владимиру ЯКОВЛЕВУ (1934-1998).

Владимир Яковлев. Пейзаж. 1980-е

Его работы предельно обобщены и максимально просты, но динамичны и выразительны. Художник осознанно упрощал изображение, чтобы убрать все лишнее и оставить только суть — в этом один из принципов его метода. Самые известные серии Яковлева — коты и цветы. Образы его картин схематичны и осязаемы одновременно, они словно «еще не доросли» до реализма и даже не догадываются, что должны с ним равняться. Его цветы — не натюрморт, а коты — не анимализм. Перед нами не цветок или кот, а обобщённый образ цветка, кота или рыбы.

Так и здесь: перед вами наивный образ типической пейзажной картины, которую антиквары называют «родная речь». Родной речью иронично  зовут такой тип классического пейзажа, от которого нескрываемо веет русскостью. В виде клише родная речь выглядит, как берёзы и теремки. А ещё, возможно, как самовар и медведь — но Яковлев не фигляр, он простой, интимный,  добрый.

Судьба Владимира Яковлева без преувеличений трагична и в этом смысле его работы — это символы, отражения души. Художник с юности страдал от прогрессирующей душевной болезни, был некрасив, физическое здоровье его тоже постоянно ухудшалось. Долгие годы он терял зрение, а уже в 1970-х почти не видел, рисовал, щурясь периферическим зрением.

Владимир Яковлев на редкость мужественно переносил выпавшие мучения. В чудовищных обстоятельствах художник нашел и блестяще реализовал свое предназначение. На зависть многим сильным, здоровым и талантливым художникам, он сумел оставить яркий след в истории русского искусства и получить признание еще при жизни.

Инвестируйте в живопись и соберите уникальную коллекцию с платформой КУПИТЬ КАРТИНУ.