Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №531 С 18 по 25 МАЯ

АНОНС АУКЦИОНА №531 С 18 по 25 МАЯ

Мастерские Павла Овчинникова.         Спас Нерукотворный.

Биография Павла ОВЧИННИКОВА (1830-1888) впечатляет с первых строк. Когда студенты Академии за хорошую учёбу получали пенсионерские поездки, крепостной графа Волконского Овчинников за хорошую учебу получил вольную. И, женившись, на приданое смог открыть свою мастерскую.

«Художники нового типа» называем мы такие громкие фамилии в искусстве XIX века, как Овчинников и Фаберже, Тиффани и Лалик. Эти мастера привлекали технологов и химиков, художников и мастеров для создания сложных произведений ювелирного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Они были арт-директорами, главными художниками и цензорами своих произведений, создание которых невозможно руками одного мастера. В конце XIX столетия Овчинников создал облик «русской экзотики» и показал его всему миру. Пёстрые эмальерные произведения и сегодня воспринимают, как наглядный образец русского стиля.

Перед нами икона Спаса Нерукотворного, изображённого в иконографии Спаса на убрусе. В этом типе иконографии лик Христа размещается на куске ткани (полотенца). Старинная икона написана в предельно реалистичной манере, характерной для русской религиозной живописи XIX века на высочайшем уровне иконописного искусства.

Лик Христа на окладе окаймлен нимбом, украшенным цветной перегородчатой эмалью с орнаментом. Убрус выступает из плоскости оклада, благодаря этому дополнительному объёму, драпировкам и имитации бахромы, создаётся предельно иллюзорный эффект подлинного тканного полотна. Позолоченный фон и рама контрастируют с серебром убруса. Разнообразие материалов, техник и приемов свидетельствуют о высоком уровне мастерства иконописца и мастера оклада.

Константин Вещилов. Зимний пейзаж. 1920-е.

Автор следующего лота — Константин ВЕЩИЛОВ (1877-1945) — был искусным мастером изображения воды во всех её переходных состояниях, сегодня к вашему вниманию снег!

Весёлый и энергичный, любимый ученик Ильи Репина начал карьеру, как живописец исторического жанра. После 1910-х в его творчестве получают место сценография, иллюстрация и портретное мастерство, но мы знаем его преимущественно как пейзажиста. Почему?

Революционные годы поставили перед тяжёлым выбором многих живописцев этой плеяды и вряд ли кто-то с лёгкостью покидал родину. Биография Вещилова свидетельствует об искренних и многократных попытках добродетельного живописца поладить с новым укладом жизни в России, но в 1922 году художник покидает родину. 

Вещилов. Зимний пейзаж. Деталь

Жизнь русского зарубежья была ещё тяжелее жизни в революционной России, но давала свободу творчества. Впрочем, неподцензурность это одно, а коммерческий успех, порой, другое.  В эмиграции из исторических полотен Вещилова исчезают признаки времён и народов, оставляя нам первозданную, чувственную пейзажную природу, способную прокормить эмигранта на чужбине.

В шатком положении эмигранта не потакать зрителю непозволительная роскошь! Вещилов потакал, и всякая новая карьерная веха, кажется, лишь добавляла его творчеству салонного лоска. В юности он побывал в ряде пенсионерских поездок и знал как экзотическую тягу русских красочным пейзажам Италии, так и тягу европейских южан к палитре зимнего леса. 

Уехав, художник успел пожить в Италии, Франции и США и везде продолжал писать море и ёлки под шапкой искристого снега. В эмиграции Вещиловские виды природы обретают постоянство горизонтального формата и размера (до метра). Перед нами холст с видом заснеженной тропки в зимнем лесу. Эмоциональное тепло этого пейзажа Вещилов мастерски создаёт при помощи света: тот “зажигает” еловую зелень и радостно звучит в солнечных зайчиках на снегу.

Яков Бровар. Аллея в усадьбе

Яков БРОВАР (1864-1941) много путешествовал по стране, собирая материал для пейзажных картин, которые потом хорошо продавались. Особенно знаменит художник своими работами в заповедной Беловежской пуще. Ему удалось получить разрешение рисовать в этом первозданном уголке русской природы и написать целый ряд пейзажей этого единственного в мире месте обитания диких зубров. В 1911 году Бровар ездил в творческую поездку в Сибирь и привёз оттуда множество интересных пейзажей, знакомящих нас с дикой красотой Байкала, Забайкалья и Туркестана.

Работы хранятся в Третьяковской Галерее, Русском музее.

И наконец, живопись нонконформистов. Вызывающая сострадание и уважение, как росток на каменистой дороге, но апеллирующая чаще к радостным чувствам, как всякое мирное хулиганство.

 

Вячеслав Калинин. Весна.

Вячеслав КАЛИНИН (1939-2022), достойный ее представитель,  радовал нас своими новыми работами до прошлого, 2022 года. Художника не стало в возрасте восьмидесяти трёх лет. В 2008 году провели персональную выставку живописи и графики Калинина в Третьяковской галерее и работы его сегодня активно расходятся по коллекциям. По вселенскому порядку, в ближайшем будущем ждём большую выставку и каталог-резонне.

В 1960-е годы Вячеслав Калинин, отучившись на краснодеревщика, оставляет профессию на старте и поступает в училище Васнецова. Вскоре он попадает в мастерскую Оскара Рабина и знакомится с Лианозовским кругом — Евгением Кропивницким, Василием Ситниковым, Владимиром Яковлевым, а позже — с Анатолием Зверевым и коллекционером Георгием Костаки. И с момента попадания в эту среду он становится свидетелем и участником фактически всех значимых для московского неофициального искусства событий.

И примерно с 1967 года работы Калинина регулярно появляются на зарубежных и российских выставках в Италии, ФРГ, Швейцарии. В 1970-е  а это период «застоя» в экономике и пора доминирования метода соцреализма в искусстве художник входит в знаменитую «двадцатку» — это объединение художников-нонконформистов при Горкоме графиков (Малая Грузинская, 28).

Узнаваемый стиль Калинина совершенно по-особенному проявился в нашем топ-лоте. Перед нами старая оконная рама — портал в пейзаж, такой есть в доме каждого. Идея картины, надо думать, в том, что она — словно дополнительное окно на вашей стене. В нём всегда благоухает сирень, тают ледники, летят в скворечники скворцы. И  героиня, обнажённая, как сама весенняя земля, настойчиво просится внутрь.

Простой и эффектный фокус с иллюзией окна, экстатический напор прильнувшей к вашему окну героини и вся интонация картины — иронично о патетике — наш сегодняшний весенний калинин просто создан поднимать настроение!

Инвестируйте в живопись и соберите уникальную коллекцию с платформой КУПИТЬ КАРТИНУ