Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №533 c 1 по 7 ИЮНЯ

АНОНС АУКЦИОНА №533 c 1 по 7 ИЮНЯ

Здравствуйте, друзья!

На сегодняшних торгах акварель Максимилиана ВОЛОШИНА (1877-1932). Школьникам много рассказывают о Волошине-литераторе только потому, что там нет курса истории искусства. А между тем его акварели последний раз показывали в иконотеке Овчинникова 4 года назад. И шутили про крымские минералы, обнаруженные в его красках и про живопись, буквально связанную с землёй.

Волошин вообще был невероятно энергичным с точки зрения объёма наследия и памяти благодарных друзей и коллег.

Помимо известной всем поэзии, творческий багаж Волошина-критика содержал 36 статей о русской литературе, 28 — о французской, 35 — о русском и французском театре, 49 — о событиях французской культурной жизни, 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 — об искусстве Франции.

После революции он постоянно жил в Крыму. В 1924 году был создан «Дом поэта», напоминающий своим

Максимилиан Волошин. Зимнее небо над Коктебелем. 1929

обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. В Крыму по-настоящему раскрылся и дар Волошина-художника.

Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Волошину особенно импонировали искусство Утамаро и Хокусая, философские и лирические раздумья япон­ских художников о жизни земли, о вечности природы, о ее многообразии. Его поразили стихотворные миниа­тюры, которыми японцы подписывали свои пейзажи.

Это явление заинтересовало Волошина оригинальностью художественного образа, слагающегося из поэзии и живописи. Но влияние живописных принципов япон­ цев не было подавляющим для его собственного твор­чества. Это своего рода — урок самоограничения, из­влеченный Волошиным из знакомства с японской гра­вюрой, самоограничения, которое, по представлениям старых японских мастеров, одно ведет к высшему со­ вершенству в искусстве и жизни. Их достижения нужны были Волошину, чтобы решить в искусстве свою тему — киммерийский пейзаж.

«Для меня было открытием,—писал А. Головин,— что Воло­шин превратился в настоящего художника. Он и прежде занимался немного рисованием, теперь же ув­лекся акварельной живописью и достиг в этой обла­сти больших успехов.

Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма.

Здесь бывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа.

Предположим, что следующий отрывок поэзии авторства Волошина можно поставить в перекличку с этой акварелью и назвать словесной интерпретацией нарисованного:

 

Земля могил, молитв и медитаций —
Она у дома вырастила мне
Скупой посев айлантов и акаций
В ограде тамарисков. …
…Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан,
И побережьям этих скудных стран
Великий пафос лирики завещан
С первоначальных дней, когда вулкан
Метал огонь из недр глубинных трещин
И дымный факел в небе потрясал.

 

Константин Вещилов. «Овощная лавка на Капри». 1920-е годы.

В то же неспокойное десятилетие написана и полная очарования, миниатюрная во всех смыслах торговка фруктами. Импрессионист Константин ВЕЩИЛОВ (1877-1945) покинул страну в 1923 году и писал с тех пор природу Италии и Франции, думая, конечно, о России.

Любимый ученик Репина, изощрённый мастер пейзажа, Вещилов впервые попал на Капри — место действия картины — ещё будучи студентом академии. Молодой Вещилов был удостоен пенсионерской поездки за успехи в области исторический живописи. Позднее .

Красочный Капри до Вещилова целый век писали отличники-пенсионеры и академики: этими работами можно украсить большой музей на этом острове, но кто бы им дал! У нас, в России, виды Капри всегда продавались лучше.

 

Вартан Махохян. Морской пейзаж.

Следующий лот принадлежит кисти армянского художника Вартана МАХОХЯНА (1869-1937). Редкой удачей стало то, что у картины есть хороший и однозначный провенанс — она пришла из собрания  известного французского коллекционера Михеля Талояна и притом — в старинной родной раме.

За свою жизнь Махохян совершил целую одиссею путешествий и переездов. Художник родился в Турции, по Феодосии был дружен с Айвазовским, а первую искусствоведческую монографию о нём выпустили во Франции, где Вартан Махохян, ни много ни мало, был удостоен Ордена Почётного легиона! Многие великие русские художники могли бы позавидовать списку выставок, которые провёл Махоян в самом расцвете жизненных сил: Каир и Александрия (1904), Мюнхен, Дюссельдорф, Берлин (1907), Лондон (1914), Ницца (1918, 1932, 1936), Марсель (1923), Париж (1925), Монако (1932).

Сегодня картина со всем своим безупречным провенансом на торгах по инвестиционной цене. Работы великого армянина в свои собрания уже приобрели музей изящных искусств в Ницце, Армянский музей во Франции, Национальная галерея Армении и политическая приемная Эчмиадзинского кафедрального собора.

Аарон Бух. Подсолнухи. 2003

1984 год. Мусорные баки на улице Вавилова. Останавливается грузовичок. Из грузовика выскакивает косматый пассажир. Он выгружает из кузова картины, десятки их, останавливая зевак. Достает канистру бензина и поджигает красочное буйство.

В этом году Арону БУХУ (1923-2006) было бы 100 лет. Историю про сожженную выставку МОСХа трактуют по разному. Одни безоценочно констатируют факты — хранить картины было негде — другие описывают перелом в мировоззрении бывшего соцреалиста, повлиявший на окончательный уход живописца от официальной советской художественной доктрины — в андеграунд.

Впрочем эпизод-легенда хорошо описывает манеру Буха — импульсивную, экспрессивную, даже “дикую”, фовистскую. Живописца описывают, как русского Матисса или даже Ван-Гога. Сравнения близкие и далёкие одновременно. Если мы всерьез решим связать имя Буха с именами других звёзд художественной сцены, то это будут, пожалуй, Константин Юон и Василий Бакшеев, которых Бух всегда называл своими учителями.