Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА №541 С 27 ИЮЛЯ по 3 АВГУСТА

АНОНС АУКЦИОНА №541 С 27 ИЮЛЯ по 3 АВГУСТА

Дорога в лесу. 1919 год.

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919) «Дорога в лесу»

Прославленный русский пейзажист, ученик И.И.Шишкина, передвижник, академик пейзажной живописи АХ, его работы ценил Крамской. Сын художника Николая Густавовича Шильдера (1828-1898) , с приобретения картины которого начал собирать свою коллекцию Павел Третьяков.

Подобно своему учителю Ивану Шишкину, с которым художник  часто выезжал на природу, Шильдер   уделял особое внимание точному и детальному рисунку. У него были огромные альбомы рисунков деревьев всевозможных пород, тщательно проработанных. Множественные зарисовки, выполненные на природе, художник дорабатывал в мастерской, зачастую кардинально меняя натурные эскизы.

В его работах всегда чувствуется влияние И.И.Шишкина. При жизни художник был очень востребованным. Излюбленным жанром его на протяжении всей жизни были пейзажи, особенно ему удавались лесные пейзажи.

На представленной сегодня у нас работе «Дорога в лесу» художник максимально приближает  зрителя к лесному массиву, а дорога предлагает идти вглубь лесного пространства. Картина  была выполнена в 1919 году, после революции, в год смерти художника. Возможно, это одна из последних  работ автора.

 

Константин Коровин. Эскиз костюма к опере «Князь Игорь». 1908 год.

Константин КОРОВИН (1861 — 1939)  эскиз костюма «Скула»

К.Коровин— самый известный русский импрессионист, наряду с его другом Валентином Серовым, да и вообще — фамилия его слишком известна, чтобы её называть. А еще Коровин театральный деятель, признанный таковым за сценографии и костюмы.

Изготавливать костюмы и декорации для театра Константин Коровин начал ещё в 1884 году, сотрудничая с оперой Мамонтова. В 1885 году художник под руководством Василия Поленова написал декорации для «Аиды». Самостоятельно Коровин сделал декорации для «Кармен» Жоржа Бизе и «Лакме» Лео Делиба.
В 1900-х годах художник также активно работал в театре. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы «Русалка» Александра Даргомыжского. Коровин оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). В 1904 году Коровин вместе с Аполлинарием Васнецовым, Александром Головиным и Феодосием Лавдовским оформил «Жизнь за царя» Михаила Глинки.

Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. Многие эскизы выполнялись другими художниками, при этом автором идей и образов был Коровин.

Константин Коровин и Александр Головин внесли в работу Большого театра принципиальное изменение: появился главный художник постановки, работающий в связке с режиссёром или балетмейстером. Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер Александр Горский.

Коровин был одним из тех героев, что помогли направить русский театр в новое современное русло. В некоторых постановках, в частности, в опере «Богема» Пуччини, декорация даже затмила актёров.Коровин считал работу над декорациями таким же «чистым искусством», как и живопись, демонстрируемая  на выставках, о чём он сообщил Поленову в переписке.

Представленный сегодня у нас эскиз костюма скомороха «Скула» исполнен К.Коровиным в 1908 году для постановки оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» в знаменитом Мариинском театре. Данный эскиз выполнен автором до эмиграции, в его , так называемый, «русский период», который ценится коллекционерами значительно выше. Имеет музейное значение.

 

Леонид Туржанский. Москва. бульвар. 1910-е.

Туржанский Леонид Викторович ( 1875-1945) «Москва. Бульвар»

Туржанский — одновременно московский и екатеринбургский художник. Поскольку родился и вырос в Екатеринбурге, и даже, когда переехал в Москву,, проводил много времени в деревне Малый Исток под Екатеринбургом.

Учился в МУЖВиЗ у Константина Коровина, Валентина Серова и считал себя их последователем. Несмотря на то что Туржанский окончил портретно-жанровый класс, писал он в основном пейзажи. Художник не стремился к новым сюжетам, зачастую писал виды из окна своей мастерской в деревне, или, как представленную у нас сегодня работу-из окна своей мастерской на Никитском бульваре, в Москве. До этого у Туржанского была мастерская на Арбате, в Малом Афанасьевском переулке. В 1920 году он с семьей переместился в старый особняк на Большой Никитской. Там он обустроил себе просторную, мастерскую, с большими окнами, в которые проникало много света. Любил писать городские виды из окна. Его дочь, И.Туржанская вспоминала:

«Утром, выпив кофе, он сразу же становился за мольберт, находившийся у окна. Вечером садился за письменный стол и читал книги, а иногда рисовал или писал эскизы декораций.» Именно в один из таких дней и написана представленная у нас сегодня картина. Стоит сказать что городские пейзажи у Туржанского встречаются достаточно редко, в основном, он писал деревенские. А виды Москвы-особенная редкость и предмет охоты коллекционеров. Замечательный колорист художник, в свойственной ему  импрессионистической манере. передал атмосферу солнечного дня, запечатлев исторические здания Москвы на Никитском бульваре. Работа выполнена в 15-20 году 20 века и это самый востребованный период творчества автора.

 

Пётр БЕЛЕНОК (1938-1991) — один из ключевых неофициальных московских художников.

Пётр Беленок. Космос. 1988

До переезда в подвальную московскую мастерскую выпускник киевского института Беленок был успешным и скульптором в украинском городе Ровно. Это тот случай, когда человек предпочёл путь художника стабильному существованию в номенклатурной обойме. Он умер в бедности, как впрочем многие великие представители профессии, но всё же забвения он избежал.

В Москве 1967 года, куда Беленок переехал, его ждал совершенно иной уровень жизненного комфорта. Вместо очереди заказчиков — скудные заказы от художественного комбината, но именно здесь рождается индивидуальный стиль или то, что стали называть паническим реализмом.

Эдуард Лимонов писал  в эссе «Московская богема» о мастерской и картинах Петра Беленка (или Беленока, есть версии)

Последние несколько лет жизни в Москве картины Петра Беленка постепенно вытеснили у меня со стен картины других художников. На картинах изображены большей частью современного вида мужчины, застигнутые неведомыми катаклизмами. Мужчины бегут, спасаются, а над ними разрываются какие-то диски, кольца, то ли это расплавленная порода, магма, внеземное вещество, часть расколовшейся тверди.

.. Петька — член МОСХА — секции скульпторов. Когда-то, когда жил еще в Киеве, его скульптурные работы даже репродуцировались на открытки (тот же Чапаев). Но Петр хорошо знает польский язык — это его и сгубило. Стал он читать польские журналы по искусству и нахватался в них чуждых идей, с которыми жить в России трудно.

 

Петр Беленок начал выставлять картины в жанре панического реализма в 1970-х. Художник неофициального московского искусства родился в деревне Корогод под Чернобылем в 1938 году. Когда в апреле 1986 года произошла авария, художник навсегда потерял возможность вернуться на родину.

Если для терроризируемой природными катастрофами Японии изображение большой волны Хокусая стало предельным выражением противостояния человека стихии,  то вот после Чернобыльской аварии для всех лаконическая мощь графических посланий Петра Беленка. Ядерная бомба, техногенные катастрофы — не являются ли они ещё одной стихией, беспощадной к доводам?

Панический реализм по факту — это выразительная сила человеческого жеста, человеческой фигуры во взаимодействии с некой стихией, которая у Петра Беленка абстрактна, как и само понятие “стихия”.

В изображении стихии художник нашел характерное выражение, которое узнают издалека и сразу. Обыкновенно в нижней светлой плоскости размещены крошечные фигуры людей, вырезанные из газет и журналов. В тёмной верхней – абстрактные элементы, выписанные одним стремительным движением.

Пётр Беленок создал вещи современного и узнаваемого звучания. Работы художника находятся в Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (Нью-Брансуик. Нью-Джерси. США), Kolodzei Art Foundation (Нью-Джерси. США), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее и других собраниях.