Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА N549 С 21 ПО 28 СЕНТЯБРЯ

АНОНС АУКЦИОНА N549 С 21 ПО 28 СЕНТЯБРЯ

Первый топ-лот в нашей подборке — замечательный натюрморт  Гавриила Кондратенко, что само по себе удача, ведь картины художника не часто встречаются на антикварном рынке.

 

Гавриил Кондратенко. Сирень.

Гавриил КОНДРАТЕНКО (1854 — 1924) учился в Академии художеств (1973-1984) и был жителем Петербурга. Под руководством Михаила Клодта, одного из основоположников традиций реалистического пейзажа, сформировался как живописец и тонкий колорист. Награжденные многочисленными медалями в пору учёбы и после,  покоряют внимательным отношением к натуре и ее поэтической трактовкой.

Расцвет творчества Гавриила Кондратенко приходится на первую половину 1890-х. Помимо участия в выставках, включая Всемирную 1900-го года, художник совершает поездки по городам России, Украины, Кавказа, Крыма, Италии и Греции.

На ряде выставок были представлены также изображения цветов, как на представленной у нас картине.

Творческое наследие Гавриила Кондратенко значительно. Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции музеев России.

 

Аркадий Рылов. ночь на реке.

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)

Представленная у нас картины «Ночью на реке» написана Рыловым в 1932 году и это поздний период творчества автора. После революции политическая ситуация в стране заставила художника добавить в свои сюжеты портреты В.И.Ленина и сельскохозяйственную технику. Но основу его творчества всегда составляли пейзажи, которые Рылов, как и завещал его учитель Куинджи, почти всегда писал с натуры. Власть относилась благосклонно к художнику. В  1934 году прошла его персональная выставка, и в следующем году ему присудили звание заслуженного деятеля искусств.

Даже в поздних работах автора он остается привержен модерну и символизму. Мотив лесной реки в лесу часто встречается особенно в позднем  творчестве художника.

«Он любил природу во всем ее бесконечном разнообразии. Любил ее, как благодарный сын любит свою мать-безгранично, преданно и благоговейно»- Анна Остроумова-Лебедева о Рылове.

«Жизнь у костра, у воды, среди дикой нетронутой природы и воспитала во мне художника-пейзажиста»-вспоминал Рылов.

 

Филипп Малявин. Деревенские гуляния.

Малявин Филипп Андреевич(1869‑1940)

Великий русский  художник Малявин Филипп Андреевич родился в бедной  крестьянской семье в деревне Самарской губернии  Родительскую фамилию Молявин, он впоследствии поменяет на более благозвучную- Малявин. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился и обучался иконописи  в монастырской иконописной мастерской, где и встретился с известным скульптором В.А. Беклемишевым. Скульптор оценил яркий талант юноши и уговорил его уехать с ним в Петербург обучаться в Академию Художеств.   В черных одеждах, нелюдимый и часто крестящийся бывший послушник Афонского монастыря был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем в 1892 году. А дальше, благодаря целеустремленности и стараниям и, конечно, таланту  за два года входит в число лучших учеников академии и попадает в класс к  И.Е.Репину.

Больше всего Малявину удавались портреты, за время обучения он создал портреты однокурсников-Константина Сомова, Анны Остроумовой-Лебедевой, Е. Мартыновой а так же И. Репина и Беклемишева.

Игорь Грабарь, одноклассник Малявина по мастерской Репина в Академии Художеств, вспоминал:

«Из старичков-учеников старой Академии, унаследованных новой,- резко выделялся своим блестящим талантом Малявин…

…Однажды он принес свой ящик с красками и просил позировать ему для портрета. Я только что укрепил на мольберте подрамник высокого и узкого формата с новым холстом, чтобы начать этюд с натурщика. Малявин попросил у меня взаймы подрамник и в один сеанс нашвырял портрет, который произвел сенсацию в Академии. Портрет был закончен в один присест, и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его ; пришел и Репин, долго восхищался силой лепки и жизненностью портрета.»

В 1895 году написал картину «Крестьянка, вяжущая чулок», которая была первой работой, выполненной Малявином в его узнаваемом стиле, с использованием красного цвета. Ее и работу «За чтением» приобрел с выставки  коллекционер Павел Михайлович Третьяков для своей галереи, что считалось высшим признанием таланта художника. К Малявину приходит заслуженная слава, множество заказов на портреты и хвалебные статьи в прессе, и все это еще во время его обучения!

В качестве дипломной работы Малявина представил картину  «Смех», которая  вызвала множество споров и разногласий. Александр Бенуа писал: 

« Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины, или вернее картина г. Малявина. Слава Богу, на нем можно отдохнуть, вот наконец, талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий…»

Меж тем совет академии картину отверг, а спустя год Малявин отправил ее на Всемирную выставку в Париж, где картину приняли с восторгом и приобрели для музея современного искусства.

Диплом художник получил за портретные работы. И, вернувшись из Франции уже достаточно состоятельным человеком женится и приобретает усадьбу в Рязанской области, где и создаст в ближайшее двадцать лет свои наиболее значимые картины.   В картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.

Крестьянки в ярких красочных нарядах — главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом — подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина «Вихрь», показанная в 1906г. на выставке объединения «Мир искусства», воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи.

Эта картина стала апофеозом яркого таланта Малявина.

Илья Репин заявил: «У нас в России гениальным представителем нового вида искусства я считаю Малявина. А самой яркой картиной революционного движения в России- его «Вихрь».

Михаил Нестеров писал Остроухову, ведавшему тогда Третьяковской галереей: 

«Не упускайте Малявина, не останавливайтесь на полумерах, нет их хуже! Искренне желаю Вам обновить галерею Малявиным, столь же искренне желаю, чтобы галерея вместила в себя все, что и впредь появится свежего, талантливого, будь то произведение с громким именем или вовсе без такового».

Русская печать о «Вихре»:

…Огромное малявинское полотно буквально ослепляет… чем-то стихийным веет от этих могучих баб-богатырш, несущихся в вихре стремительной пляски. Словно сказочные героини старорусских былин, из хаоса восставшие дочери Микулы Селяновича проносятся перед зрителем…»

1906г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911г. он показал большой «Семейный портрет», который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

 

В 1891г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина — портреты крестьян («Крестьянская девушка с чулком» (1895г.), «Старуха» (1898г.)) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) — принесли ему известность.

Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина «Смех» (1899г.). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. Однако посланный в 1900г. на Всемирную выставку в Париже «Смех» был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника – «Три бабы» (1901-1902гг.), его приобрел Люксембургский музей в Париже.1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в желтом», «Девка» (обе 1903г.), «Две девки» (1910г.) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах — главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом — подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина «Вихрь», показанная в 1906г. на выставке объединения «Мир искусства», воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи.

Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911г. он показал большой «Семейный портрет», который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918г. Малявин с семьей, после национализации усадьбы, поселился в Рязани, занимался преподаванием. Спас от национализации свои картины благодаря охранной грамоте. В 1919 году в Рязани прошла его первая персональная выставка. В 1920г. переехал в Москву и был допущен к написанию портретов первых лиц государства — Ленина, Троцкого и Луначарского. Некоторыми работами серии Ленинианы впоследствии восхищался Пикассо. В 1922г. сумел убедить высшее руководство что хочет организовать за границей передвижные выставки для сбора средств для голодающих Поволжья, Крыма и Кавказа. Выехал в эмиграцию  с семьей и большей частью своих картин. Поселился сначала  в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924г. с большим успехом прошла выставка его работ.

Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924г.) и певицы Н. В. Плевицкой (1929г.).

В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы, писал заказные портреты. Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.

Представленная у нас картина «деревенские гуляния» создана Малявиным в конце 1920-х- начале 30х годов  в эмиграции. В так называемый «французский период» художник часто изображал мотив русских праздничных деревенских гуляний в различных техниках, в том числе мотив представленной гуаши существует в масле «Аккордеонист»1926 год холст, масло 73х100.

И, в завершении  несколько громких продаж картин Малявина

«Портрет маленькой девочки в розовом платье» 163х130,5, холст, масло был продан на Вonhams в 2019 за 396 610 долларов

«Деревенская жизнь» 85х109,5 холст, масло ушла на Sothbys за 357 445 дол в 2015 году

«Баба на качелях» 114,5х80,2 холст, масло продана на Christies за 368 721 дол тоже в 2015

«Три бабы» 81,5х100,5 холст, масло продана на Sothbys за 682 556 дол в 2014 году