АНОНС АУКЦИОНА 551 С 5 ПО 12 ОКТЯБРЯ
Дубовский Николай Никанорович (1859-1918) — русский живописец, академик Академии Художеств, председатель Общества Передвижников. Ученик Михаила Клодта, мастер лирического пейзажа.
После обучения в Академии Художеств дебютировал в 1884 году никому не известным художником на 12 передвижной выставке с картиной «Зима» и сразу получил признание и известность.. Художница Елена Поленова писала: «Нравится тоже пейзаж «Зима» какого-то Дубовского. Новое имя, никогда не слыхивала.»
Илья Ефимович Репин, выступивший со своей знаменитой «Не ждали», которая стала гвоздем программы, высоко оценил пейзаж Дубовского. Репин написал Павлу Третьякову, что для него эта картина стала сенсацией. Работа положительно была отмечена критиком Стасовым-он был удивлен насколько тепло и уютно была написана зима. «Зима» была приобретена Павлом Третьяковым за 500 рублей, вместо изначальных 75 рублей, которые просил за нее художник и принесла ее автору мгновенную популярность.
Николай Дубровский заявлял что пейзаж способен делать человека лучше, привести его как добру в душе. «Все стараюсь высмотреть и выглядеть, чтобы понимать мир, а так же людей, присматриваюсь к березе, закату солнца, волн, и ко всему что встречаю в жизни. Свое понимание я своими картинами выношу в мир, никому это не обидно, а многим бывает даже интересно»- писал Дубовской.
Талант Дубовского сравнивали с А.Саврасовым и В.Поленовым, а Левитан был даже где- то позади.
Николай Никанорович Дубовской был человеком, одержимым живописью. Бывали случаи, когда он общался с кем-то и вдруг видел в природе какой то момент, который хотел немедленно нарисовать, он мог прерваться на полу-слове и бежать рисовать.
Однажды на даче у Репина, во время беседы Николая Дубовского и Константина Первухина, Дубовской внезапно прервал разговор и бросился в лес. Сам он вспоминал об этом так:
«Какого же было мое смущение, когда я под дождем, в иллюзии полного одиночества, слышу за своей спиной тяжелое дыхание, оборачиваюсь, сзади стоит задыхающийся Первухин, который протягивает ко мне руки, и, еле дыша, произносит слова сочувствия: «Что с Вами? Что случилось?» —
Я объяснил ему, что в природе был момент для меня необходимый и быстро меняющийся, почему я и поторопился. Он очень обрадовался что все так хорошо и просто разрешилось и стал целовать меня, ему представилось, что я внезапно почувствовал себя худо.»
Знаменитая картина Николая Дубовского «Притихло» была выставлена на передвижной выставке в 1890 году и произвела настоящий фурор. Она стала одним из главных и знаковых произведений художника.
На картине запечатлен момент перед грозой, большая грозная туча нависает над морем, как будто вываливается на зрителя из картины, еще один миг и разродится гроза.
«То захватывающее чувство, которое овладевало мной много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии- это состояние в природе можно выразить единым словом- притихло» — писал Дубовской. Левитан писал о картине «Притихло»: «Такой захват от самой природы как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самою стихию, передать не всякий сможет.»
Картину сразу захотели приобрести Александр III и Павел Третьяков. В результате картина досталась, естественно, Александру III, а Павел Третьяков уговорил художника написать авторский вариант работы.
В 1894 году Дубовской посещает Финляндию, после поездки он пишет свою знаменитую картину «Водопад Иматра» (1984 год, Севастопольский художественный музей) и представленную у нас картину «Дубки». В 1890-х годах художник после знакомства с творчеством французских импрессионистов меняет свой художественный почерк, добавляя в него веяния новых течений, что ярко отражается в представленной работе. Творчество проходит новую новую эволюцию. Но все же художник не углубляется в импрессионизм, а остается верен своей живописной манере.
Еще одна знаменитая картина Николая Дубовского «Родина» с триумфом выставлялась на всемирной художественной выставке в Риме в 1911 году. Илья Ефимович Репин утверждал, что это была лучшая картина на всей выставке.
За свою жизнь художник написал около пятисот картин и тысячу этюдов. А картины его хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и многих региональных музеев России.
Маковский Александр Владимирович (1869-1924) — Живописец-график Александр Владимирович Маковский родился в 1869 году в Москве, его отец-знаменитый живописец- Маковский Владимир Егорович. Свое художественное образование он начал получать уже с ранних лет, живя в известной семье русских живописцев. В 1889 году закончил Московское училище живописи ваяния и зодчества, учась у Иллариона Прянишникова, Василия Поленова и своего отца Владимира Маковского, а также потом несколько лет занимался в мастерской Ильи Репина. Он активно выставлялся на групповых художественных выставках, особенно в компании живописцев-передвижников. С 1897 года Маковский был преподавателем и председателем конкурсной комиссии по рассмотрению и отбору рисунков молодых талантливых художников.
На аукционе выставлена работа Маковского «Деревенский пейзаж с колодцем» (1897), написанная в масляной технике. Простая, но в то же время идеальная композиция изображает картину сельской жизни. Мы видим ровно выверенные геометрические пропорции деревенского колодца на переднем плане. Художник полностью передает летнее настроение, благодаря теплым пастельным оттенкам, высокому полуденному солнцу и знойной дымке, присутствующей в атмосфере картины. На заднем фоне несколько деревенских домов в обрамлении плодовых деревьев — типичный пейзаж юга России. Небольшой, но характеризующей эту картину деталью является тень от дерева или другого объекта за картиной, находящаяся на переднем плане композиции. Таким образом художник дает зрителю дополнительную почву для фантазии и расширяет рамки сюжета полотна.
Александр Владимирович пошел по стопам своих именитых преподавателей и продолжил школу реалистического пейзажа в классической манере передвижников.
Янкилевский Владимир Борисович (1938-2018) — первые уроки живописи получил у отца, художника Бориса Янкилевского. В 1949—1956 учился в Московской средней художественной школе при Институте им. В. И. Сурикова. В 1962 окончил Полиграфический институт.В ноябре 1962 года по приглашению Элия Белютина, своего бывшего преподавателя в Полиграфическом институте, Янкилевский в качестве независимого художника участвовал в резонансной выставке на Б. Коммунистической («Таганка»). Через несколько дней после «Таганки» работы Янкилевского были представлены на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже, где его картины были подвергнуты резкой критике со стороны Н.С. Хрущева. Последовавшие за этим событием годы Владимир Янкилевский, чтобы заработать на жизнь, работает как художник-дизайнер в издательствах Москвы, и основное время в своем ателье занимается графикой и живописью. Многие годы он не имел возможности публично показывать свои произведения в выставочных залах. В 1975 участвовал в выставке в павильоне Пчеловодстве на ВДНХ в Москве. В 1978 в состоялась его первая ретроспективная выставка в Москве.
Сегодня работы Владимира Янкилевского представлены в главных российских музеях и ведущих музеях мира, в частности, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Московском музее современного искусства, Музеях Людвига (Кёльн, Будапешт), Центре Жоржа Помпиду (Париж), Дрезденской национальной галерее, Музее города Бохум, Музее Циммерли (коллекция нонконформистского искусства Нэнси и Нортона Додж, США), Пражской национальной галерее, в афинской коллекции Георгия Костаки, Коллекции «гонимого искусства» Кенды и Якоба Бар-Геры, а также в других ведущих музеях и известных частных собраниях в России и за рубежом.
- Андеграунд (464)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (444)
- Иконы (301)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (230)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (1169)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (532)
- Русское зарубежье (238)
- Советская живопись и графика (2933)
- Советская живопись музейного значения (344)
- Современные произведения (1688)