Главная / Новости / АНОНС АУКЦИОНА 557 С 16 ПО 23 НОЯБРЯ

АНОНС АУКЦИОНА 557 С 16 ПО 23 НОЯБРЯ

Александр Куприн. Церковь Пресвятой Богородицы. Бумага, графитный карандаш, цветной карандаш. 1920-1922 годы. 53,4 х 35,9 см.

Александр Васильевич Куприн  (1880-1960) — один из представителей раннего авангардного движения начала XX века, родился в Тамбовской губернии в 1880 году. Свое художественное образование получил сначала в Борисоглебской гимназии, а потом в московских и петербургских частных школах живописи. Дальше он путешествовал по Франции и Италии в 1913-1914 годах. Вернувшись, поучаствовал в создании мозаичного панно для музея Суворова в Санкт-Петербурге. Большое влияние оказало на него знакомство с Михаилом Ларионовым и дальнейшее участие в выставках обществ «Золотое руно» и «Бубновый валет». Художник в этот период больше тяготел к постимпрессионизму и кубизму, но главным ориентиром в своем творчестве он считал живопись Сезанна. Под его влиянием и в ходе эпизодических поездок во Францию художник пишет серию картин в манере этого французского мастера. После 1917 года Куприн уже находит свой собственный уникальный стиль, преимущественно в жанрах предметного антуража, натюрморта, пейзажа и ню. Для его творчества характерны цветовые контрасты и ритмичность. Нередко Куприн изображает на своих картинах искусственные цветы и фрукты, а также под влиянием нового времени прибегает к технике коллажа.

На аукционе представлена графическая работа Куприна 1920-1922 годов, из цикла зарисовок с общим названием «Фили. Кутузовская церковь». Правда, ни с одной из ныне существующих филевских церквей данная работа никак не соотносится. Это очень смелое графическое произведение Куприна с множеством авангардных деталей, оформленных в экспрессионистской манере. Мы видим смешанные детали фасада с грубой линейной фактурой, которые полностью перечеркивают восприятие классической объемности и целостности. Интересно наблюдать за мыслью художника, когда он не стеснялся грубо стирать какие-то уже готовые элементы, но в то же время, как чертежник, выстраивал линиями и сферами композицию картины. Несмотря на кажущийся хаос, можно разглядеть вполне отчетливо фрагмент городского сюжета, представленный под определенным авангардным углом зрения. Даже фрагменты неба в виде хаотичных линий вполне отражают самобытную манеру художника. Представленная работа относится к самому дорогому, авангардному этапу творчества художника.
Эта картина представляет собой уникальный пример изображения такого традиционного объекта как церковь в нетрадиционной авангардной технике, свойственной конструктивистам, примитивистам и графикам 1920-х годов. Стоит отметить, что сам Куприн преподавал в легендарном ВХУТЕМАСе — кузнице новых талантов Советской России.

 

В кабаре. Леон Цейтлин. Холст, масло. 99 х 75 см.

Французский художник с русскими корнями, Леонид Аркадьевич Цейтлин, больше известный как Леон Цейтлин, родился в 1885 году в Москве. В 15-летнем возрасте поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение. Сразу после окончания учебы в 1909 году он эмигрировал во Францию. Цейтлин поселился в Париже — одной из Мекк художников того времени. В значительной степени мастер писал городские пейзажи и архитектуру Парижа, а также роскошную жизнь парижанок. Он также работал детским иллюстратором, а чуть позже во время Первой мировой войны в 1916 году стал хронологом в журнале Le Miroir Illustre, сделавшись широко известным благодаря своим иллюстрациями о войне, которые публиковались вплоть до 1918 года. Художник оставил после себя более 500 картин, посвященных «золотой» уходящей эпохе Франции времен модерна. Для него было характерно слияние русской классической живописной школы и манеры французских импрессионистов.
Представленная на аукционе картина написана мастером в масляной технике. На ней изображен типичный парижский сюжет начала XX века. Светская дама в окружении двух сдержанных в своих эмоциях господ в одном из элитных парижских заведений, с изящным богатым декором, мебелью из дорогих пород дерева, с еле заметными тончайшими деталями убранства. Украшением и центральной фигурой этого произведения является дама в пышном изящном наряде, с множеством дорогих украшений. Но в первую очередь бросается в глаза ее шляпа с плюмажем, завершая эффектный образ и акцентируя внимание на эмоциональности героини. Красный, фиолетовый и нежно-розовый оттенки костюма светской львицы выгодно выделяют ее на фоне скучных и сдержанных мужчин по левую и правую сторону. В том числе падающий свет на фигуру дамы указывает ее центральное положение на картине. Выдержанный нейтральный фон в бежево-коричневой гамме и проработанные силуэты героев полотна выдают в Леоне Цейтлине живописную манеру в духе портретов русских художников-передвижников.
Художник после женитьбы в 1925 году активно путешествовал по миру, был в США и Европе, где выставлял и реализовывал свои полотна. Его картины находятся в коллекциях частных галерей и музеев по всему миру.

 

Владимир Аралов. Зима в деревне. Холст, масло. 39 х 52 см.

Владимир Николаевич Аралов родился в 1893 году. В период с 1908 г. по 1912 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской А.Е. Архипова и А.М. Васнецова. Сразу после окончания еще недавний выпускник поучаствовал в нескольких коллективных художественных выставках, был членом художественного объединения «Ассамблея». Известен своими работами, посвященными А.П. Чехову и М. Горькому. После революции в 1930-х вступил в Союз советских художников (МОССХ). Персональная выставка художника состоялась только в послевоенное время в 1950 г. в Москве. За серию картин «Архитектурные памятники Москвы и Подмосковья» был удостоен премии Художественного Фонда РСФСР. Свою любовь к традиционной Руси Аралов перенял у своего учителя А.М. Васнецова. Художник писал в основном пейзажи и натюрморты в классической манере. Его полотнам была присуща некоторая удлиненность форм и легкая размытость.
На нашем аукционе представлена картина художника «Зима в деревне». Это традиционный русский зимний пейзаж, на котором изображена деревенская жизнь. На переднем плане мы видим силуэт женщины в ярком зимнем наряде, стоящей рядом с лошадиной повозкой. Раскисшая дорога и серый снег намекают на то, что действие картины происходит на стыке зимы и весны. Чуть пробивающиеся лучи солнца сквозь серую пелену неба дотягиваются только до крыш избушек. Все остальное, как мы видим, находится в тени. В правом нижнем углу виднеется еще один образ, причем как и в первом случае, художник изобразил его фигуру со спины. Уходящая вдаль подтаявшая колея дороги вычерчивает перспективу в сторону еле проступающих деревенских домов на заднем фоне. Ключевым мотивом картины является описываемая распутица, что и передается в настроении всей композиции полотна. Единственный луч солнца на крыше одной из изб дает надежду на скорый приход весны.
Как мы видим на других представленных лотах художника, он не изменял своей уникальной живописной манере и описывал русский традиционный быт. Удивительно, как советский живописец смог настолько точно передать поэтику и настроение подлинной национальной атмосферы и души.

 

Владимир Немухин. Арка. Дерево, тонировка. 32 см. 1999 год.

Художник-скульптор и яркий представитель второй волны русского авангарда Владимир Николаевич Немухин родился в 1925 году в Москве. В период с 1943 по 1946 годы проходил обучение в московской изобразительной студии ВЦСПС, консультировался с П.Е. Соколовым, благодаря которому приобщился к постимпрессионизму и кубизму. В 1950-ые работал как оформитель и плакатист. Проводил и организовывал неофициальные квартирные выставки авангардного искусства, был участником знаменитой «бульдозерной выставки» в 1974 году. В 1960-ые его работы начали выставляться и в зарубежных галереях, однако, сам художник Москву и область в то время не покидал. Уже после распада Советского Союза большую часть времени он работал в Дюссельдорфе. В этот период его работы заметили и начали выставлять в Третьяковской галерее и Московском музее современного искусства.
На аукционе представлена скульптурная композиция Немухина «Арка». Она представляет собой кубическую конструкцию, выполненную в духе представителей советского авангарда 1920-х годов. В этой работе мастерски обыграно сочетание форм, фактуры дерева и яркое концептуальное решение. В качестве смыслового центра мы видим асимметричную композицию с ритмичным пересечением окружностей и линий. Тут очень важную роль играет специальное освещение, которое будет подчеркивать общую концепцию, заложенную художником, и придавать нужный объем. Венчает композицию работы точно такой же деревянный постамент в виде объемной лестницы со всех сторон, что придает еще большей монументальности этой небольшой скульптуре.
После себя Владимир Николаевич оставил большое культурное наследие в виде картин, скульптур и других произведений искусства, которые хранятся в частных галереях по всему миру.