Главная / Новости / АНОНС новогоднего АУКЦИОНА 563 с 28 декабря по 11 января

АНОНС новогоднего АУКЦИОНА 563 с 28 декабря по 11 января

 

Павел Джогин. Пейзаж с озером. Холст, масло. 1883 год. 42,5 х 60 см.

Знаменитый русский пейзажист и литограф Павел Павлович Джогин родился в 1834 году в Черниговской губернии. Свои таланты живописца он проявил в императорской Академии художеств, где учился вместе с гениальным И.И. Шишкиным. Еще будучи студентом, Павел Павлович активно участвовал в коллективных выставках в Петербурге, Новгородской и Черниговской губерниях. Он писал преимущественно пейзажи русской природы. За свою активную деятельность художник получил несколько медалей в качестве признания своего уникального таланта. В 1860 году вместе со своими именитыми сокурсниками Джогин добился от Академии выдачи денежного пособия, чтобы издавать этюды с помощью литографии. В 1868 году он получил степень академика пейзажной живописи. В дальнейшем его художественная деятельность складывалась не всегда удачно из-за стечения личных обстоятельств. В конце жизни Джогин был вынужден сотрудничать с различными магазинами и салонами, оформляя витрины и декор интерьеров. Работы Павла Павловича высоко оценивались любителями искусства второй половины XIX века. Его картины выставлялись на академических выставках и скупались коллекционерами. Однако, сам автор последние годы жизни провел в нищете и забвении.
На аукционе представлена картина Джогина «Пейзаж с озером» (1883). Это неповторимый образец классической русской живописной школы. Мы видим на полотне идиллический пейзаж, написанный в масляной технике. На переднем плане автор изобразил лодку, пришвартованную у берега, и сидящего в ней человека, чьи контуры еле различимы, так как основной акцент на деталях художник отвел необыкновенной по красоте летней природе. Отрисованная с самыми точными нюансами сосна, подсвеченная ярким теплым вечерним солнцем, приковывает внимание зрителя своей детальностью и мягкими благородными оттенками, золотым и зеленым на контрасте. Также мы видим дикий каменистый берег с множественными валунами в сочетании с ровной спокойной гладью озера. Помимо природных акцентов можно заметить всю палитру цветов в предзакатном небе: от глубокого голубого в правом верхнем углу до нежно-янтарного в левом верхнем углу полотна. А на стыке виднеющихся на заднем фоне леса и неба — удивительной красоты розовый оттенок, который гладко ложится на макушки деревьев.
Картины Павла Павловича Джогина являются достоянием русской живописи и хранятся в лучших российских галереях и музеях, таких как Третьяковская галерея, Эрмитаж и некоторых крупных региональных выставочных пространствах.

 

Александр Моравов. Задушевный разговор. 62,8 х 52,6 см. Холст на картоне, масло. 1921 год.

Русский советский художник Александр Викторович Моравов родился в Киевской губернии в 1878 году. Мастер лирического пейзажа, педагог и профессор Моравов был очень плодотворным и актуальным художником своей эпохи. Сюжеты его картин наполнены будничными историями с яркой эмоциональной окраской. Несмотря на то, что художник родился в семье врача, с самого детства у него были прекрасные учителя и наставники — М.А. Врубель и Н.Н. Ге, которые дружили с его родителями. Первое художественное образование Александр Викторович получил в частной художественной школе в Киеве. В самом конце XIX века он поступает в известнейшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества — настоящая кузница талантливых живописцев и скульпторов. Там Моравов учился у признанных мастеров своего времени — А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина и др. После окончания натурного класса он поступил в недавно открывшееся училище-мастерскую В. А. Серова, которое становится его отправной точкой в блестящей карьере художника. В 1903 году он впервые участвует в выставке передвижников, где представляет свою дипломную работу, после чего он становится членов Товарищества передвижников. В то время он знакомится с выдающимися живописцами начала XX века — с И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, а его картины становятся востребованными. Их покупают частные русские и зарубежные галереи. Моравов начал преподавать еще в юном возрасте. После революции он принимает коренные изменения в Советской России и становится ее культурной частью. С исторических и крестьянских тем художник переходит на актуальную тему — изображение нового советского человека во всей красе. Кроме культурно-агитационной деятельности, мастер занимается художественным оформлением праздников и общественных мероприятий. В 1920-ые годы он преподает в свободных государственных художественных мастерских «Чайка» в Удомле. В этот период Александр Викторович написал довольно много значимых для советского периода картин — «Декабристы в Чите», триптих «Приезд В.И. Ленина в Петроград» и «Ленский расстрел в 1912 году». За свою выдающуюся художественную деятельность Моравов стал членом Академии художеств СССР в 1949 году.
На аукционе представлена картина художника «Задушевный разговор» (1921). Данная работа уникальна тем, что написана на стыке разных глав творческой биографии мастера: с одной стороны, на ней отражен крестьянский быт, а с другой стороны, это уже крестьяне нового времени, показанные художником счастливыми, яркими и полными надежд на перемены. Характерная для художника работа со светом четко прослеживается на освещенных портретах двух крестьянок: светлые цветные платки отражают солнечный свет, а румянец на щеках выдает зрителю время года — это, ориентировочно, зима. В качестве фона художник выбрал стену деревянной русской избы. В картине преобладают преимущественно теплые бежевые и коричневые оттенки, с яркими элементами пестрого убранства описываемых женщин. Данная картина как нельзя лучше демонстрирует художественные особенности Моравова, тут хорошо видна классическая школа передвижников. Картина является редким и уникальным лотом современных живописных аукционов, и может занять особенное место в коллекции ценителей русской реалистической живописи.

 

Елка. Абрамцево. Павел Радимов. 72,5 х 90 см. Холст, масло. 1940 год.

Павел Александрович Радимов родился в 1887 году в Рязанской губернии. Будущий художник вырос в церковной семье, что несомненно повлияло на его творчество. Однако, по стопам своих родных он не пошел, а отказался от сана и уехал в Москву, где сначала пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда его не приняли. В итоге, в 1906 году он начал учебу на филологическому факультете Казанского университета. Параллельно он брал уроки живописи и практиковался у Н.И. Фешина. Помимо увлечения живописью, Павел Александрович практиковался в стихосложении, и в 1919 году даже вышла его книга стихов «Полевые псалмы», в которой описывался быт и нравы крестьян. С 1911 года он был принят в Товарищество передвижников, став потом последним председателем этого художественного сообщества по рекомендации Поленова и Репина. После революции Радимов включился в активную агитационную деятельность в качестве одного из основателей Ассоциации художников революционной России. С момента вступления в АХРР Радимов выставлял свои работы в Москве. В 1920-ые годы преподавал в училище Памяти 1905 года, выпускал новые сборники стихов и дружил с видными партийными деятелями, такими как Луначарский, Буденный, Ворошилов, и с знаменитым в том период поэтом Есениным. Однако, на рубеже 20-30-х он попал в опалу и переключился на создание пейзажей. В 1930-ые он переехал в Новоабрамцево, где и прожил вплоть до середины 1960-х, оставив после себя множество полотен и стихов на любимые темы художника — крестьянский быт и сельские пейзажи.
На нашем аукционе представлена работа Радимова «Елка. Абрамцево» (1940), выполненная в масляной технике. Картина написана в реалистической манере поздних передвижников и отображает типичный крестьянский новогодний сюжет, который пришел на смену рождественским мотивам. Один из главных атрибутов праздника — елка, показана художником наиболее ярко и нарядно. На переднем плане мы видим светловолосого ребенка, в контрастной красной рубашке, который играет с только что врученными на новый год игрушками. Где-то в углу, в тени, за новогодним столом сидит женщина, вероятно, мать или бабушка мальчика. Судя по сюжету, дело происходит сразу после нового года — утро начала января. Центральное освещение на полотне представляет собой естественный свет из окошка, который заливает пространство с елкой и ребенком, дополнительно выделяя их в качестве главных элементов композиции. При этом в тени остаются новогодний стол и взрослые, подчеркивая еще раз юность нового советского праздника.
Радимов оставил после себя целые серии пейзажных работ, посвященные Казани и Татарстану, Башкирии, Чувашии, а также Подмосковью, в котором он прожил вторую половину жизни. Последняя прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году в честь его 75-летия. А уже в 2007 году в Казани состоялась большая выставка его работ в честь очередной юбилейной даты в биографии художника.