Главная / Новости / Одна московская усадьба на картине П.И.Петровичева.

Одна московская усадьба на картине П.И.Петровичева.

Как-то раз в антикварном магазине в центре Москвы я купил, понравившийся мне солнечный, летний пейзаж. Он излучал радость и поднимал настроение. На нём была подпись: «Петровичевъ» и год: «1923». Вместе с ним мне дали искусствоведческую экспертизу, в которой со слов дочери художника было написано название картины: «Музей народоведения», бывшая «Мамонова дача». Также подтверждалось, что эта картина принадлежит кисти выдающегося художника начала 20-го века     ученика И.И. Левитана Петровичева Петра Ивановича, что почерковые особенности этой работы идеально совпадают с приёмами его письма и что даже картон, на котором написан этот пейзаж тот же, что часто использовал автор.

Я уже знал произведения этого художника, встречал их на выставках и в музеях. Они мне нравились и запоминались. Заметил, что этот художник создавал много картин с изображением старинных усадеб. В отличие от других, писавших архитектуру в пейзаже как дополнение к нему или фон, Петровичев любил памятники зодчества и уделял им равное с пейзажем внимание, подчёркивал их красоту, художественное единство с природой. Так и на этой картине. В ней найдено красивое сочетание крупных хроматических пятен: дополнительных друг к другу голубого небесного цвета и охристых, составляющих цвет здания, связанных через жёлто-зелёный цвет травы к зелёным деревьям слева и синеватым уравновешивающим их теням на траве справа. Всё это объединялось на картине, свойственным этому художнику трепетным мазком, отражающим радостную жизнь природы.

Мне захотелось узнать где находится эта Мамонова дача и почему она так называется.

Первым владельцем усадебного дома и его строителем был князь Василий Долгоруков – Крымский, московский генерал-губернатор. В начале 19 века владельцем имения стал князь Николай Юсупов, при котором дом приобрёл современный с колоннами вид, надстроенным куполом и бельведерами. После смерти Юсупова, хозяином усадьбы стал граф Матвей Дмитриев – Мамонов. Поэтому дом стал называться «Мамонова дача». Затем в этом доме были различные учреждения, а с 1924 г. по 1943 г. в нём был организован музей народоведения. Сейчас в здании расположен Институт химической физики Академии наук.

Я нашёл фотографию 1913 года:

и сравнивая с картиной, удивился несовпадению всех элементов здания «Мамоновой дачи» и здания, изображённого на картине Петровичева.

Значит дочь художника ошиблась. Но почему? Я стал искать картины Петра Ивановича, связанные с этим зданием. И в каталоге персональной выставки Петровичева, проходившей в Москве в 1959 году, нашёл название картины, участвовавшей на выставке: «Музей народоведения в Нескучном саду» 1922 года создания.

Значит он всё же писал этот дом. Только на год раньше. Но это совсем другая картина.

Тогда какая же усадьба на моём пейзаже?

Я стал искать похожее здание в других произведениях Петровичева. Но ничего подобного не находил. Фотографии старинных усадебных домов были во множестве, но тоже не давали результата. Впрочем, на некоторых из них попадалась одна, тоже московская усадьба, немного похожая на искомую мной:

Это Александринский или Нескучный дворец. В этом здании приблизительно столько же окон, тоже два полных этажа и полукруглые окна неполного третьего. На крыше две такие же надстройки, напоминающие маленькие бельведеры. Сдвоенные колонны, как на картине. Но на этом сходство заканчивается. Центральные колонны находятся только в районе второго этажа, а на картине и на первом тоже. Полукруглых арок над ними только три, а на картине пять. И т.п. Что же это значит? Художник писал детали произвольно? Зная его любовь к архитектуре, такое нужно исключить. Неужели это здание так кардинально перестроено? Зачем? Вряд ли.

Я уже отчаялся.

И вдруг мне повезло. Я нашёл старинную открытку:

На най в точности та самая усадьба. Нескучный дворец, только вид на него с другой стороны, со стороны реки. Именно отсюда его и писал художник Петровичев. Удивительно, что на фотографии дворца тени тех же размеров и примерно, так же расположены, что и на картине, но в отличии от картины, находятся не совсем верно. Скорее всего эта фотография раскрашивалась вручную.

Таким образом, мою картину следует назвать в том же ключе, как называл свои картины со строениями сам автор, по названию здания, изображённого на ней. Что ещё раз подтверждает его отношение к старинной архитектуре, которой он всегда придавал в таких пейзажах решающее значение.

«Александринский дворец в Нескучном саду. Вид от реки».

Я задался целью, узнать историю этой усадьбы.

Первым владельцем и строителем дома был сын уральского заводчика П. Демидов. Затем усадьба принадлежала Вяземским, Орловым, а с 1832 года Николаю l. Дворец стал называться Александринским по имени супруги царя. Сейчас здесь расположен Президиум Академии наук.

Очень много лет прошло с тех пор как Пётр Иванович Петровичев пришёл в Нескучный сад у Москвы-реки. С тех пор сменилось множество поколений. В живых не осталось никого, кто мог бы рассказать об этом. Давно нет и самого художника. Но, глядя на эту небольшую картину, мы вместе с ним испытываем радостное чувство солнечного московского дня далёкого 1923 года.