Главная / Новости / Выставка «Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея» в Русском музее до 11 сентября.

Выставка «Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея» в Русском музее до 11 сентября.

   Выставка «Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея» проводится в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа (новом камерном выставочном пространстве).
   Александр Аркадьевич Лабас (1900–1983) был одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ, 1925–1932), особенностью которого явилось создание образов современной советской действительности в формах станковой картины с использованием экспрессионистических приемов. В середине 1930-х он был объявлён «формалистом». В 1937-м расстрелян его брат, комбриг Абрам Лабас. Но Александр Лабас так и остался романтически настроенным художником лирического склада, вдохновлённым героическими образами революции 1917 года и последующими за ней преобразованиями жизни общества.
   На выставке представлены работы из нескольких основных циклов А. Лабаса. Первоначальным импульсом для создания серии «Октябрь» стали живые, непосредственные впечатления от революционных событий 1917 года в Москве, свидетелем которых был художник. К увиденному тогда он неоднократно возвращался в последующие годы. «Это время я удивительно чувствую, и всегда его образы меня преследуют», — писал художник. Экспрессивность и динамичность отличают эти произведения мастера, напоминающие пришедшие из прошлого видения или сны.
   Серия «На маневрах» возникла в результате поездки художника в 1931 году на Дальний Восток. Ежедневные привычные занятия по несению военной службы приобретают в интерпретации художника лирико-поэтическое звучание. Бойцы в противогазах в художественной отстраненности кажутся чуть ли не инопланетными существами.
   Еще одной значительной темой художника было вхождение техники в обыденную жизнь людей. «Я писал скоростные поезда, самолёты, людей в кабинах, стараясь передать неизвестное состояние людей в полете», — вспоминал художник. В этих изображениях нет конкретики, но есть поэтизация новых технических средств, привносящих в современную жизнь скорость и возможность быстрого преодоления пространства, а с ними и иллюзию покорения других миров.
   Начало войны Александр Лабас встретил в Москве. Во время налёта немецких самолетов он дежурил на крыше своего дома (Мясницкая, 21). Тогда же была начата серия акварелей «Москва и Подмосковье в дни войны». Документализм этих листов, как всегда у художника, сочетается с острым переживанием мотива.