Главная / Новости / Выставка "ARS VIVENDI. Франц Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"

Выставка «ARS VIVENDI. Франц Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Государственный Эрмитаж представляет масштабный выставочный проект, объединяющий более 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи эпохи расцвета искусства Фландрии в XVII веке. Из них сорок пять картин из собрания Государственного Эрмитажа и пятнадцать ‒ из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экспонируемые произведения отражают основные этапы развития фламандского натюрморта, как самостоятельного жанра, разнообразие его типов, а также многоголосие индивидуальных авторских манер. Выставка погружает зрителя в мир искусства Фландрии эпохи барокко, наполненный экзотическими редкостями, роскошными букетами, цветочными гирляндами, охотничьими трофеями.

В центре внимания проекта живописные произведения Франса Снейдерса (1579‒1657) ‒ крупнейшего фламандского мастера натюрморта и анималистической живописи. Художник жил и творил в Антверпене, городе, являющемся главным центром фламандского искусства XVII столетия, городе его великого современника ‒ Питера Пауля Рубенса (1577‒1640). В творчестве Франса Снейдерса камерный жанр, каким был натюрморт на рубеже XVI‒XVII веков, обрел подлинную монументальность звучания и динамичный жизнеутверждающий характер. Знаменитая эрмитажная серия «Лавок» Снейдерса ‒ серия грандиозных полотен, ‒ исполненная в конце 1610-х годов, где во всем великолепии изображены «дары природы», экспонируется в зале Фламандской живописи XVII века Нового Эрмитажа – зале Снейдерса. «Лавки» вступают в диалог с произведениями живописца, представленными на экспозиции в Николаевском зале Зимнего дворца. Здесь показаны кабинетные произведения Снейдерса, находящиеся в отечественных собраниях, анималистические картины и натюрморты с накрытыми столами, где в изящной яркости и согласованности композиций читается не только витальная сила фламандского барокко и значение традиции Питера Пауля Рубенса, с которым Снейдерс сотрудничал, но и влияние итальянской живописи, появившееся после путешествия художника в Италию в 1608‒1609 годах. Среди представленных произведений: «Фрукты в чаше на красной скатерти», «Фрукты в чаше и разрезанная дыня», «Повар у стола с дичью», «Птичий концерт» (Государственный Эрмитаж), «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка» (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и другие.