Главная / Новости / Выставка «Авангард. Пути второго поколения. Выставка № 1» до 18 февраля

Выставка «Авангард. Пути второго поколения. Выставка № 1» до 18 февраля

Представленные на выставке мастера относят себя ко «второму поколению» художников послевоенного времени, идущему за «шестидесятниками».

В экспозицию вошли работы десяти художников абстракционистов и фигуративистов: Рубена Апресяна, Елены Болотских, Сергея Брюханова, Алексея Ваулина, Сергея Землякова, Александра Кацалапа, Виталия Копачева, Овакима Сехпосяна, Александра Шеко и Татьяны Файдыш.

К моменту становления художников «второго поколения» в изобразительном искусстве СССР 1950-1970-х годов уже сформировалась определенная художественная среда. Помимо официального советского искусства существовали и его левый край (левый МОСХ), и неофициальное искусство (нонконформизм, андеграунд, «второй авангард»), объединяющее представителей различных художественных течений, которые не вписывалась в генеральную культурную линию партии. Важной вехой в истории советского искусства стал компромисс между властью и художниками-нонконформистами. В 1976 году при Горкоме графиков была создана секция живописи на ул. Малой Грузинской д. 28, куда были приняты художники-новаторы неофициального искусства того времени получившие возможность открыто экспонировать свои работы. Творчество художников круга «Малой Грузинской» оказало большое влияние на своих последователей. Художники «второго поколения» общались со старшими товарищами, наблюдали за их работой. Сергей Земляков и Александр Шеко были участниками первой полноформатной выставки секции живописи Объединённого комитета в январе-феврале 1977 года. Некоторые художники «второго поколения» состояли в дружеских отношениях с художниками шестидесятниками — Владимиром Немухиным, Эдуардом Штейнбергом, Вячеславом Калининым, Александром Харитоновым, Василием Ситниковым и др. Истоки своего творчества художники «второго поколения» продолжают искать и находить в русском авангарде начала ХХ века, в среде «шестидесятников» и в круге участников выставок на Малой Грузинской, органично развивая идеи нонконформистов. Темы представленных на выставке работ, как и техника, очень разнообразны. Художники обращаются к жанрам — пейзажу, натюрморту, используя геометризованные приёмы в передаче формы. Не ограничиваясь абстрактными произведениями, они экспериментируют с фактурой и формой, соединяя абстрактные фигуры, натурные элементы и символы, что помогает передать мироощущение художников, многозначность образов, ставя перед зрителями вечные проблемы бытия.