Главная / Новости / Выставка "Энди Уорхол и русское искусство" в Еврейском музее и центре толерантности с 24 октября 2023 по 18 февраля 2024.

Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности с 24 октября 2023 по 18 февраля 2024.

В Еврейском музее и центре толерантности открывается масштабный проект «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство». В экспозицию войдут более 60 произведений Энди Уорхола и 50 работ современных российских художников из частных собраний.

В 60-е годы Энди Уорхол говорил о себе: «Я стану твоим зеркалом». Художник, еще при жизни ставший иконой поп-арта, оказал огромное влияние не только на американское искусство второй половины ХХ века, но и на глобальные процессы, происходившие в мировой культуре. Работы Уорхола, в которых он обращался к темам славы, богатства, рекламы и консьюмеризма, спровоцировали появление абсолютно нового подхода в философии искусства и нового образа художника. «Бренд Уорхола» сыграл особую роль в формировании современного российского искусства, совпавшего с процессом формирования в стране арт-рынка. В этот период особую актуальность приобрело осмысление советской истории через темы американского поп-арта, когда вместо культа потребления исследовался культ потребления продуктов идеологии. Задача выставки – сформировать диалог между работами Энди Уорхола и ведущих российских художников и продемонстрировать многообразие, глубину и преемственность творческих методов короля американского поп-арта.

Куратор Яна Звенигородская и архитектор Анна Румянцева создали сложное и многочастное экспозиционное пространство, занимающее Лобби и Левую галерею Еврейского музея. Основные этапы его творчества: «Тусовка», «Я – бренд», «Шоппинг», «Как Энди стал Уорхолом», «Среда обитания», «Деньги», «Монро», «Слава» и «Memento mori» представлены в диалоге с творчеством ведущих российских художников: Владислава Мамышева-Монро, Авдея Тер-Оганьяна, Константина Звездочетова, Оскара Рабина, Виталия Комара и Александра Меламида, Михаила Рогинского, Сергея Шутова, Бориса Орлова, Павла Пепперштейна, Надежды Лихогруд, Ростислава Лебедева и других.

Работы Уорхола и российских художников изящно зарифмованы. Так, известная шелкография «Мэрилин Монро» экспонируется рядом с фотографиями Владислава Мамышева-Монро в образе самой знаменитой блондинки Голливуда, здесь же оммаж произведению «Банка супа Кэмпбелл» — картина Авдея Тер-Оганьяна из серии «Картины для музея» и скульптура «Шесть банок» Дарьи Кротовой. А знаменитой работе «Доллар» соответствует одноименное произведение Ольги Тобрелутс. Некоторые экспонаты были созданы специально для выставки, как, например, портрет «Энди» Павла Пепперштейна и «Лес» Владимира Потапова.

В 2021 году проект «Энди Уорхол и русское искусство» с успехом прошел в пространстве «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге. Для выставки в Москве экспозицию существенно обновили: посетители увидят как культовые произведения – «Суп Кэмпбелл», «Мэрилин Монро», «Мао Цзедун», «Лиз Тейлор», так и малоизвестные ранние работы Уорхола, а также серии «Знак Доллара», «Двойной Элвис», «Цветы», «Я люблю твои поцелуи навсегда», «Две золотые Моны Лизы». Представленные на выставке работы – оригиналы тиражной графики. Их значительная часть принадлежит бельгийской компании Sunday B.Morning, с которой Уорхол начал работать еще в 1970 году. В этот период художник, уже создавший несколько успешных серий, мечтал увеличить тиражи своих работ. Сотрудничество с Sunday B.Morning позволило ему выпустить по 250 экземпляров серий «Мэрилин» и «Цветы», которые впоследствии вошли во все каталоги и сегодня считаются раритетом. В конце 1990-х компания возобновила печать и продолжает выпускать «Мэрилин», «Суп “Кэмпбелл”» и другие знаменитые работы поп-артиста. Как и прежде, все листы снабжены пометкой «поставьте вашу собственную подпись», так как Уорхол полагал, что таким образом владелец каждого листа вовлекается в диалог с автором произведения.

Стоимость первых выпусков тиражной графики знаменитого художника достигает шестизначных значений. Так, в прошлом году на торгах Christie’s шелкография «Простреленная шалфеевая Мэрилин» (1964) ушла за рекордные 195 млн долларов, став самым дорогим американским произведением искусства.