Главная / Новости / Выставка "Художники Владимирской школы. К 100-летию Кима Бритова" в Новой Третьяковке до 7 апреля.

Выставка «Художники Владимирской школы. К 100-летию Кима Бритова» в Новой Третьяковке до 7 апреля.

Государственная Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию художников Владимирской школы, приуроченную к 100-летию Кима Николаевича Бритова. Экспозиция будет открыта с 24 декабря 2024 по 7 апреля 2025 в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10), зал № 27.

Владимирские живописцы впервые представили свои полотна на I Республиканской художественной выставке «Советская Россия» 1960 года. Они принадлежали к легендарному, порожденному оттепелью, поколению художников-щестидесятников, но стояли в стороне и от романтической героизации трудовых будней «сурового стиля», и от новаторских концептуальных практик нонконформистов, оказавшись программно ориентированными на наследие национальной культуры.

Узнаваемый стиль Владимирской школы живописи возрос на традициях народного искусства, древнерусской иконописи, мстёрской лаковой миниатюры. Владимирцев объединяли не только общность в выборе мотивов и сюжетов, посвященных российской провинции с ее природой и уникальной древней архитектурой, но и схожий подход к выразительным средствам: свободное обращение с пространством и масштабом, фактурная, пастозная живопись. Основополагающим признаком Владимирской школы живописи стало использование художниками всех возможностей цвета, его силы, мощи и энергии, его контрастов, столкновений и даже диссонансов.

Несмотря на общность эстетической программы и творческой позиции, у каждого из владимирских мастеров была своя особая художественная интонация.

Картины Кима Бритова (1925 – 2010), одного из основателей и лидеров Владимирской школы – это экспрессивно-декоративные композиции, гармонично уравновешенные крупными, локальными цветовыми плоскостями, создающими определенный ритм. Обобщенность и цельность форм способствовали особой пластической выразительности каждого полотна.

Работы Владимира Юкина (1920 – 2000) наиболее ярко демонстрировали одну из характерных особенностей живописи владимирских художников, которые часто экспериментировали с рецептами грунта и примесями в масляные краски, добиваясь ярко выраженной фактуры, почти рельефности красочного слоя, что сообщало живописи дополнительный декоративный эффект.

Валерий Кокурин (1930 – 2019) даже среди смелых владимирских колористов был, пожалуй, самым ярким. В его работе «Вечерний Ростов» форсирована сочность и звонкость цвета, применены пространственные и композиционные сдвиги, обобщены натурные формы памятников Ростовского кремля, но сохранен их узнаваемый облик.

Колорит пейзажей Николая Мокрова (1926 – 1996) и Валерия Егорова (1940 – 1998) более сдержанный, здесь нет резких и напряженных цветовых сочетаний, а выполненным темперой работам Владимира Калинина (1924 – 2007) присуща некоторая графичность и жесткость рисунка.

Невероятная цветовая экспрессия, поразительная насыщенность и яркость колорита, повышенная эмоциональность и чувственность, присущие искусству художников-владимирцев, определили ценность и своеобразие Владимирской живописной школы, которая стала одним из самых самобытных, цельных и выразительных явлений в истории отечественного искусства второй половины ХХ века.