Главная / Новости / Выставка К.С. Петрова-Водкина из собрания Государственного Русского музея в Самарском областном художественном музее с 27 октября по 28 января

Выставка К.С. Петрова-Водкина из собрания Государственного Русского музея в Самарском областном художественном музее с 27 октября по 28 января

Самарский художественный музей представляет масштабный проект — ретроспективную выставку российского и советского живописца, графика, теоретика искусства, драматурга, писателя и педагога Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина (1878 — 1939) из собрания Государственного Русского музея.

Родился в городе Хвалынск Саратовской губернии. Первые систематические уроки живописи художник получил в Самаре. С 1895 года Петров-Водкин учился в петербургском Центральном училище Штиглица, а летом 1897 года поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были В. А. Серов, Н. А. Касаткин. В 1905 — 1906 годах путешествовал по Италии. В мае 1906 года уехал в Париж, где занимался в частной академии Коларосси. В апреле-июне 1907 года совершил путешествие по Северной Африке — в Алжир и Тунис.

По возвращении в Россию художник активно ищет собственный живописный язык. Вскоре Петров-Водкин создаёт в духе символизма картину «Сон» (1910), ставшую не только первой вехой в формировании его индивидуального стиля, но и получившую громкий общественный резонанс. С конца 1910 года Петров-Водкин стал членом вновь созданного объединения «Мир искусства», в 1910 — 1915 прослеживается связь с заново открытой в те годы русской иконописью — прежде всего, это «Купание красного коня» (1912), «Мать» (1913) и «Девушки на Волге» (1915) — картины, определившие стиль его дореволюционной живописи.

В 1917 — 1918 годах Петров-Водкин был одним из реорганизаторов Высшего художественного училища при Академии художеств, вскоре оно было преобразовано в Петроградские Государственные свободные художественно-учебные мастерские. В этот переломный период рождаются многие из лучших работ Петрова-Водкина: в 1918 году он пишет автопортрет и серию натюрмортов, выразивших его новое ощущение пространственных отношений в живописи.
Летом 1921 года Петров-Водкин в составе экспедиции Академии истории материальной культуры выезжал в Самарканд, где была написана картина «Шах-и-Зинда». В 1925 году он вошёл в состав членов-учредителей объединения «Четыре искусства». Весной 1927 года Петров-Водкин начинает работу над картиной «Смерть комиссара», которая подведёт итог послеоктябрьскому десятилетию и станет одним из центральных произведений всего творчества художника. К. С. Петров Водкин скончался от туберкулёза 15 февраля 1939 года в Ленинграде в возрасте 60 лет.

На выставке из собрания Государственного Русского музея в Самарском художественном музее будут представлены 60 произведений живописи и графики уникального русского художника, созданных на протяжении 1900-х – 1930-х гг. и вошедших в золотой фонд отечественного искусства. Прежде всего, это работы символистского периода – «Юность», рисунки к картинам «Купание красного коня», «Сон» и другие. К числу самых значительных работ на выставке относятся «Автопортрет» художника (1918), портреты 1920-х гг. – «Девочка на пляже» (1925), «Девушка в сарафане», «Девушка у окна» (обе 1928). Большое полотно «Весна» (1935), где изображены двое влюбленных, как бы парящих над деревенским миром, знакомит нас со сферической перспективой в творчестве художника, его своеобразным «космизмом». Особое место в экспозиции займут натюрморты Петрова-Водкина – «Фрукты на синей скатерти» (1921), «Яблоко и лимон» (1930), «Виноград» (1938).