Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» с 20 июня по 27 октября
Выставка о влиянии творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века и о взаимодействии зрителя с произведением и произведения со зрителем.
В этом проекте параллельно разворачиваются две истории. Первая — о том, как пространство творчества выплескивается за пределы небольшого квадрата холста и разрастается до масштабов здания Дома культуры. Вторая, еще более важная, — история взаимоотношений произведения и зрителя за последние полтора века, в ходе которых шедевры перестали играть главную роль и из центра внимания сместились на периферию, превратились в необязательный фон для самоутверждения, рамку для селфи.
У английского слова square, в отличие от русского «квадрата», есть два значения — геометрическое и урбанистическое. Правильный четырехугольник — а самой прославленной его версией в искусстве, бесспорно, является «Черный квадрат» Казимира Малевича — благодаря изобретению QR-кода стал вмещать в себя огромное количество информации («бесконечность и вечность», как говорил Малевич о своем полотне, которое на самом деле отнюдь не черное и даже не совсем квадратное). Что до площади городской, то она, наоборот, с течением времени становится все более пустой, в том числе и потому, что наши современники предпочитают общаться онлайн — у себя в смартфонах.
«Квадрат и пространство» объединяет эти значения слова square и предлагает посмотреть, как одна картина, предвещающая конец живописи, вот уже более сотни лет служит стимулом для творческих открытий. Прогулка по двенадцати разделам выставки дает возможность увидеть, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались — прямо или косвенно — под влиянием одного небольшого черного квадрата на белом фоне, а искусство из четырехугольника на стене преобразилось в затягивающее зрителя пространство инсталляции.
В экспозицию вошли работы важнейших художников ХХ века: метафизическая «Свеча» (1982) Герхарда Рихтера, кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) Пабло Пикассо, «Эскиз к портрету» (1953) Фрэнсиса Бэкона, авторское повторение «Черного квадрата» (ок. 1923). Также на выставке представлены произведения Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Александра Родченко, Энди Уорхола и других художников. Все они вступают в диалог друг с другом — и с самим пространством Дома культуры. Создавая его, итальянский архитектор Ренцо Пьяно попытался ответить на заданный век назад картиной Малевича вопрос: для кого и для какого места создается искусство? Каждый из экспонатов выставки «Квадрат и пространство» предлагает свои ответы.
- Андеграунд (386)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (414)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (191)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (842)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (476)
- Русское зарубежье (207)
- Советская живопись и графика (1650)
- Советская живопись музейного значения (273)
- Современные произведения (709)
- Статьи об искусстве
- Christie’s: «Водяная лилия» Моне за 25 миллионов долларов дебютирует на первых торгах в новом офисе Гонконга!
- Новости искусства
- Выставка-предпоказ еженедельных аукционов «Купить Картину» в художественном центре «Артефакт» с 15 ноября по 15 декабря
- Новости аукционов
- Топ-лоты августа