Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–30-х» в Музее Москвы до 25 августа
Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» — главный проект Музея Москвы в 2024 году. Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти, через призму художественных произведений первой половины XX века. Кураторы выставки — искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян отобрали для экспозиции около 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.
Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней искусства тех лет стала новая женщина — та, что преобразует город и действует в нем. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и аллегорией советской истории. Этот многогранный образ москвички будет представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в «парадных» залах экспозиции, создающих иллюзию городских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей.
Еще один центральный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая существенное влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках. Эта тема раскрывается во второй части выставки — через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой.
В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной мануфактуры, и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им на экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.
- Андеграунд (396)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (422)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (213)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (918)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (486)
- Русское зарубежье (219)
- Советская живопись и графика (2726)
- Советская живопись музейного значения (315)
- Современные произведения (1415)