Выставка «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: “Голубая роза” и “Золотое руно”. Истоки и продолжение» в доме русского зарубежья до 17 сентября.
Экспозиция выстроена вокруг фигуры Николая Рябушинского (1877–1951). Невероятное желание созидать, гедонизм и упрямство вкупе с выдающимися финансовыми возможностями позволили ему создать уникальное явление культуры — журнал «Золотое руно». И организовать в 1908–1910 годах три выставки московских символистов «Голубая роза» (а после еще три выставки под эгидой журнала), в которых он участвовал и сам как художник.
Рябушинский был личностью, благодаря чутью которой рождались новые горизонты в культуре как русской, так и общеевропейской. Рябушинский не ждал прибыли от своих художественных «предприятий», его цель, абсолютно искренняя, была в другом — пропагандировать русское современное искусство.
В рамках проекта представлены работы, созданные в 1890–1920-х годах, особое внимание уделяется художникам-экспонентам выставки «Голубая роза». В числе авторов работ: Николай Рябушинский, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Василий Милиоти, Павел Уткин, Николай Феофилактов, Александр Матвеев, Артур Фонвизин и другие.
Закономерно, что проект Рябушинского обратил внимание и на литераторов, в разное время сотрудничавших с журналом. Это, в первую очередь, Андрей Белый — поэт и теоретик символизма, который подсказал название журнала в своем рассказе «Аргонавты», Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Александр Блок, Федор Сологуб.
Третья выставка «Золотого руна» стала также первым триумфом русского авангарда. С неожиданным шумным успехом у публики заявили о себе Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк. Энтузиазм Николая Рябушинского ярко проявил любопытную преемственность символизма и авангарда в их переходных фазах в русском искусстве. На выставках, вдохновителем которых он стал, символизм соседствовал с авангардным направлением — с рождающимся лучизмом. Роза превращалась в Луч. Взаимовлияние, взаимопроникновение русской и французской художественных традиций стали очевидностью.
Выставка подготовлена при участии галереи «Веллум» в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Российским государственным архивом литературы и искусства, Саратовским государственным художественным музеем им. А.Н.Радищева, Армянским музеем «Тапан» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья и ряда крупных частных коллекционеров.
- Андеграунд (462)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (437)
- Иконы (286)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (236)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (1127)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (507)
- Русское зарубежье (235)
- Советская живопись и графика (2959)
- Советская живопись музейного значения (343)
- Современные произведения (1683)
- Новости искусства
- 28.09.2023 Женщина купила в комиссионном магазине картину за 4 доллара ради ее рамы. Позже выяснилось, что это работа Н. К. Уайета стоимостью целых 250 000 долларов.
- Новости аукционов
- 28.09.2023 АНОНС АУКЦИОНА N549 С 28 СЕНТЯБРЯ ПО 5 ОКТЯБРЯ
- Статьи об искусстве
- 21.09.2023 Аукционный дом Sotheby’s вышел победителем в битве за право на продажу коллекции Эмили Фишер Ландау