Главная / Новости / Выставка «Школа Филонова» в Русском музее до 29 января.

Выставка «Школа Филонова» в Русском музее до 29 января.

В Мраморном дворце открывается выставка «Школа Филонова». На ней будет представлено около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства – учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова – из собрания Русского музея, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Галеев-Галереи (Москва).

В 1920-е один из лидеров русского авангарда Павел Филонов предлагал изменить всю систему художественного образования. Основой обучения должен был стать разработанный им метод аналитического искусства. Филонов писал о необходимости коллективной работы мастеров и учеников и определял роль школы как мастерской производства.

Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, на которых Филонов знакомил студентов со своей системой. Он не получил приглашения от Академии преподавать по своему методу, но многие студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к Филонову в его комнату в доме на Карповке (ул. Литераторов, 19).

В истории отечественного искусства «школа Филонова», просуществовавшая до смерти мастера в декабре 1941-го, была самой многочисленной творческой мастерской. Известно почти сто имен художников, либо постоянно работавших под руководством Филонова или получавших «установки», как он говорил, на нескольких уроках; знакомившихся с его методом в письмах, получавших разъяснения принципов аналитического искусства и рецензии на свои композиции.

Ученики Филонова не подписывали свои работы, как и сам художник. Своим творчеством они утверждали единый метод, пригодный для любой формы — от огромных панно до книжной иллюстрации — и доступный любому начинающему художнику.

Учеба у Филонова была занятием непростым. «Плачь, а рисуй», — вспоминала свой первый урок Глебова. Учитель требовал от учеников полной отдачи и безоговорочного следования принципам аналитического искусства. На работу над первой композицией ученику отводилось всего три дня. На экспозиции можно увидеть первые работы у Филонова Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой из собрания ГРМ.

Самыми крупными и важными событиями для школы Филонова были выставка МАИ в Доме печати (Шуваловском дворце) (наб. Фонтанки, 21) и оформление комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» на сцене театра Дома печати в 1927-м.

Тема выставки звучала как «Картины современного публицистического и историко-революционного содержания». Мнения критиков были полярными: от полного отрицания (нужно ли искусство, которое непонятно простому рабочему человеку) до оценки выставки как яркого события. В любом случае именно после выставки в Доме печати филоновцы получили статус официально зарегистрированного художественного объединения.

Из десяти сохранившихся полотен с этой выставки на экспозиции представлены четыре больших панно: «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Старый и новый быт» Софьи Закликовской (все – 1927, ГРМ) и «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана (1927, ГМИ СПб).

В театре при Доме печати к 75-летию со дня смерти Н.В. Гоголя Игорем Терентьевым был поставлен «Ревизор». Оформление спектакля было доверено мастерам аналитического искусства Николаю Евграфову, Андрею Сашину, Артуру Ляндсбергу, Ревекке Левитон и Михаилу Цыбасову. Сам Филонов создал только макет афиши.

Терентьев задумывал «Ревизора» как фарс, поэтому костюмы, созданные мастерами аналитического искусства, – «говорящие костюмы» — вносили своеобразный дух карнавала, преувеличенно подчеркивая характеры действующих лиц, иногда доводя их трактовку до откровенной иронии над персонажем.

Рецензии на столь неординарный спектакль были, в основном, отрицательными. Увы, не сложились отношения у Терентьева с Филоновым, и вскоре режиссер отказался от костюмов и декораций мастеров аналитического искусства.

На экспозиции можно увидеть одиннадцать эскизов костюмов и композицию задника, созданные Сашиным. Эти работы из коллекции ГРМ все вместе прежде не показывались. Вошли в состав экспозиции и эскизы костюмов, созданные Ляндсбергом и Евграфовым, из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Крупнейшим успехом группы Филонова стало оформление финского эпоса «Калевала» (1932). Это было первое иллюстрированное издание «Калевалы» на русском языке. Работа была предложена Филонову, но он в свою очередь предложил, чтобы иллюстрации сделали члены МАИ под его руководством. По словам искусствоведа Евгения Ковтуна, «”Калевала” как поэтический метод, как способ образного мышления оказалась родственна методу аналитического искусства с его алогизмом, сдвигом пространственно-временных связей, взаимопроникновением предметов, нарушающим привычные отношения».

На выставке представлены иллюстрации Алисы Порет и Софьи Закликовской к «Калевале» из собрания ГРМ.

Работа над иллюстрациями к «Калевале» была последней крупной совместной работой учеников Филонова. Усилилось политическое давление на «левые» течения в искусстве; в МАИ случился раскол, и с Филоновым осталось меньшинство, обрекавшее себя на вытеснение за пределы художественной жизни и экономические проблемы из-за отсутствия заказов.

На выставке можно увидеть произведения 1930-40-х, созданные членами МАИ. Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные Русским музеем в последние десятилетия.

ГМИ СПб предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1931–1932), которые крайне редко появляются на выставках. Ранние «филоновские» живописные работы 1920-х Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из собрания Галеев-галереи (Москва) также практически неизвестны зрителям.