Выставка в Эрмитаже «Крокус». Возвращение. К 125-летию Николая Суетина с 3 декабря 2022 по 26 февраля 2023
3 декабря 2022 года в Главном штабе начинает работу выставка, посвящённая одному из ведущих художников русского авангарда – Николаю Суетину. Мастер мощного и масштабного дарования, он оставил заметный след в живописи, дизайне и архитектуре, но при упоминании его имени в первую очередь представляется фарфор.
Государственный Эрмитаж совместно с АО «Императорский фарфоровый завод» представляет проект «Крокус», приуроченный к 125-летию со дня рождения Николая Суетина. Специально к этому событию художниками завода восстановлена и расписана ваза формы «Крокус». В экспозиции выставки будут представлены графические листы с эскизами, созданные в процессе творческой акции, а также исполненные в фарфоре варианты росписи вазы. Проект показывает органическое соединение традиций суетинской школы фарфора и новаторства современных мастеров – стремления к уникальным образным решениям.
Николай Суетин – один из ведущих художников круга Малевича. Будучи верным последователем учителя, он сохранил яркую индивидуальность, сумев создать оригинальную версию супрематизма, оказавшего существенное влияние на «производственное искусство» послереволюционных лет.
В конце 1922 года Суетин начинает работать на Государственном фарфоровом заводе в качестве художника-композитора. Используя контраст «бесконечно белого» пространства фарфора и цвета, определяющего ритмику геометрических фигур, он применяет супрематизм в росписи, внедряет в фарфор супрематические формы.
В 1932 году по рекомендации Ленинградского союза художников Суетин становится художественным руководителем Государственного фарфорового завода (позднее – Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова), на котором он проработал до конца жизни. Всё это время Николай Суетин последовательно вводит принципы супрематизма в работу с фарфором. Более двух десятилетий он – наставник, учитель и друг молодых художников, обучающий их ставить перед собой композиционную задачу и решать её в соответствии с замыслом.
В 1935 году Суетин создал чайный сервиз и вазу к нему для массового производства. Ясная и лапидарная форма получила название «Крокус», объясняющее заложенную в формообразовании ассоциацию с цветком. Сервиз Суетина функционален, приспособлен к использованию в быту. В каждом предмете – индивидуальный взгляд автора на супрематизм, стремление очеловечить беспредметное искусство, соединить жёсткие линии и мягкие формы. Понимание материала, точно отмеренные пропорции гранёных форм, строгая элегантная пластика предметов обеспечили им будущее в больших тиражах и многих вариантах декора. Ваза «Крокус», созданная в ансамбле, представляет художественную самоценность независимо от сервиза. Её форма десятилетиями использовалась для различных вариантов росписи.
Творческое наследие Николая Суетина сыграло огромную роль в формировании школы художественного фарфора. «Супрематические уроки» Суетина не утратили своей остроты и актуальности для современных мастеров, в работах которых смелые поиски нового не зачёркивают традиции.
- Андеграунд (438)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (439)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (213)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (940)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (493)
- Русское зарубежье (219)
- Советская живопись и графика (2785)
- Советская живопись музейного значения (316)
- Современные произведения (1425)