Аксельрод Меер Моисеевич
(1902-1970)
Родился в местечке Молодечно Виленской губернии, ходил в традиционный хедер. В начале Первой мировой войны семья после выселения царским правительством еврейского населения из прифронтовой полосы переезжает в Тамбов, где он в 1916—1917 годах посещал вечерний класс рисовальной школы В. Н. Перельмана (1892—1967). В 1919 году семья предприняла попытку вернуться в Молодечно, но город к тому времени уже стал польским, в результате семья осела в Минске, где Аксельрод зарабатывал на жизнь рекламными плакатами для кинотеатров и окончил реальное училище. В 1919—1920 годах служил чертёжником Управления связи Западного фронта Красной Армии в Минске, посещал изостудию Пролеткульта под руководством В. Ф. Штраниха в Смоленске, преподавал рисование в минских школах и здесь же в 1921 году впервые принял участие в выставке белорусских художников.
В 1921—1927 годах учился во ВХУТЕМАСе. Затем преподавал в ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте) и Текстильном институте (1928—1932). Был членом общества «4 искусства», вступил в Московский Союз художников в 1932 году. В 1930—1931 годах дважды посетил сельскохозяйственную коммуну «Войо Ново» (названа на эсперанто), основанную евреями, вернувшимися из Палестины, наблюдения и зарисовки в коммуне оказали сильное влияние на дальнейшее творчество художника. Начиная с 1931 года, попал вместе с многими известными художниками под кампанию по борьбе с формализмом, хотя ещё в 1934 году его картины выставлялись во Франции. Порицался в советских газетах за пессимизм, набросочность, деформации, незаконченность, экспрессионизм и даже близость к Модильяни. Вынужден был перейти к иллюстрации книг и работе в театре. В частности, работал в белорусском ГОСЕТе (Государственном еврейском театре), иногда и в московском ГОСЕТе.
В 1941 году семья Аксельрода была эвакуирована в Тамбов, где была и во время Первой мировой войны. Сам Меер Аксельрод остался в Москве, пытаясь узнать о судьбе арестованного брата, поэта Зелика Аксельрода, и ожидая призыва в армию. Вскоре после мобилизации был отозван Сергеем Эйзенштейном для работы в съемочной группе фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате, по дороге туда забрал семью из Тамбова. Был в эвакуации в Алма-Ате в 1941—1943, где оказывал поддержку еврейским беженцам из Польши. В 1944 году в Алма-Ате состоялась персональная выставка Аксельрода.
После войны участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году, там было экспонировано около 250 картин. После выставки сразу оказался в больнице из-за сердца. В 1968 году состоялась персональная выставка в (Ростове-на-Дону). Аксельрод скончался от нераспознанного инфаркта в 1970 году, так и не увидев вышедшего из печати каталога персональной выставки. Художник похоронен на старой, еврейской части Востряковского кладбища.
Персональные выставки: 1972 (Москва, посмертно), 1973 (Ленинград, посмертно), 1982 (Москва, посмертно). Посмертные выставки в 1990-х гг. и 2000-х гг. в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Германии, Израиле.
Техника: Бумага, темпера
Размер: 25,4 х 16,9 см
Год: 1920-1930-е гг.
Цена:55 000 руб.
- Андеграунд (380)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (408)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (194)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (832)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (454)
- Русское зарубежье (206)
- Советская живопись и графика (1617)
- Советская живопись музейного значения (273)
- Современные произведения (698)