Альберс, Джозеф (Josef Albers)
(1888-1976)
Немецкий и американский художник, дизайнер, поэт, теоретик и преподаватель. Родился в Германии. В 1913-1916 гг. занимался в Берлинской Королевской школе искусств, художественноӣ академии Эссена. В 1919-1920 годах учился в Мюнхене, у Франца фон Штука. В 1920 году стал студентом высшей школы Баухаус в Веймаре.
В 1922 году создал в Баухаусе новую мастерскую художественного стекла, а затем возглавил там мастерскую мебели. Его ранние ксилографии и литографии не выделяются над средним уровнем экспрессионизма. Под влиянием конструктивизма Баухауса (где одним из его главных наставников был Ласло Мохой-Надь) перешёл к гораздо более строгому абстрактно-геометрическому стилю, увлекаясь т. н. диафаниями, прозрачными композициями на стекле, исполненными с помощью пескоструйного аппарата. Переехав вместе со школой в Дессау (1925 г.), был преемником М. Брейера на посту руководителя мебельной мастерской, а с 1930 г. — заместителем директора всей школы. Активно работал как дизайнер, создавая эскизы мебели, а также стеклянной и металлической утвари.
В 1933 году стал одним из первых преподавателей Баухауза, эмигрировавших в США. Преподавал в колледже Блэк-Маунтин в Эшвилле, Северная Каролина до 1949 года. Среди его учеников были В. де Кунинг, Р. Мозеруэлл, К. Ноланд и Р. Раушенберг. В 1950 году возглавил кафедру дизайна в Школе искусств Йельского университета, где читал лекции до 1960 года.
Творчество Альберса вызвало интерес у представителей различных направлений американской живописи. В 1936 году Альберс вступает в Американскую ассоциацию абстракционистов. С 1949 года он создаёт серию «Структурные констелляции», ряд рисунков, при повороте которых изображение позволяет себя интерпретировать различным образом. Центральным фактором в живописи Альберса является цвет, эта особенность перешла ещё от его занятий художественным стеклом. Цвет, по выражению самого мастера, был для него «релятивистским средством искусства». Вершиной его творчества считаются выходившие начиная с 1950 года серии картин маслом, графики и сериграфии под общим названием «Признание квадрата» (Homage to the Square).
Наряду с художником Виктором Вазарели считается одним из основателей искусства поп-арт. Его станковые серии (Цикл скрипичного ключа, конец 1930-х — начало 1940-х годов; Трансформации схемы, 1948—1952 гг.; Структурные созвездия, 1953—1958 гг.; и др.) с годами становились все более лаконичными, представляя собой цветовые вариации в пределах одной и той же геометрической сетки. В наиболее известном цикле Альберса (В честь квадрата, с 1950 г.) главными модулями служат квадраты, как бы «вложенные» один в другой и составляющие разнообразные хроматические «фуги». В 1963 г. мастер опубликовал во влиятельном журнале «Interaction of Color» главный теоретический труд, где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как необходимой первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма. Создал стиль живописи, для которого характерны абстрактная прямолинейность и основные цвета, такие как черный и белый. К концу XX века его образы все чаще воспринималась в качестве ближайшего германо-американского аналога супрематизма К. С. Малевича.
- Андеграунд (383)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (411)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (191)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (842)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (461)
- Русское зарубежье (206)
- Советская живопись и графика (1622)
- Советская живопись музейного значения (269)
- Современные произведения (702)
- Статьи об искусстве
- Christie’s: «Водяная лилия» Моне за 25 миллионов долларов дебютирует на первых торгах в новом офисе Гонконга!
- Новости искусства
- Выставка-предпоказ еженедельных аукционов «Купить Картину» в художественном центре «Артефакт» с 15 ноября по 15 декабря
- Новости аукционов
- Топ-лоты августа