1884-1951

Белкин Вениамин Павлович

(1884-1951)

Русский живописец и график. Учился в Москве в студиях М. И. Шестеркина и А. П. Большакова(1904−1905), в Париже — в мастерской «La Palette», под руководством Ш. Герена и др.(1907- 1909), там же пользовался советами Е. С. Кругликовой. Участник выставок «Союз молодежи» (1911), «Мир искусства» (1912−1916, 1924), картин художников Петрограда всех направлений (1923). В 1918 г. к годовщине революции исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде, в 1919—1921 гг. работал для Фарфорового завода. Преподавал в Петроградской Академии художеств, Фототехническом институте,последние годы в Художественно-промышленном училище (6. Штиглица). Как график работал в журналах «Аполлон», «Лукоморье», «Сатирикон», в 20-е гт. в издательствах«Былое», «Аквилон», «Academia» и др. Большое число его обложек подписано инициалами «В.Б.».

Художник был дружен с Ахматовой с начала 1910-х годов, что можно увидеть по рисункам, оставленных Белкиным в альбоме поэтессы. Пожалуй, первые известные свидетельства о работе над её портретом (тем, что выставлялся в июне 1924 на выставке «мирискусников») относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды»3. В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже по неизвестной причине художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год. Образ Анны Андреевны Ахматовой угадывается в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика4) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока3).

Произведения хранятся в Русском музее, Ярославском ГИАМЗ, Пермской художественной галерее, Вологодской картинной галерее и др. Отдельные работы имеются в собраниях Казахстана.

Оставить заявку на другие работы художника