Беркос Михаил Андреевич
(1861-1919)
Украинский художник-пейзажист, педагог. Председатель Общества харьковских художников (с 1906), участник многочисленных выставок, в т.ч. Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Испытал заметное влияние европейского импрессионизма. Родился в Одессе в состоятельной семье греческого подданного и русской дворянки. Закончил Одесскую рисовальную школу (1877) и продолжил обучение в Императорской академии художеств в Петербурге под руководством Михаила Клодта и Владимира Орловского (1878 – 1889). В академии Беркос подружился с молодыми художниками с Украины – Сергеем Васильковским, Михаилом Ткаченко, Константином Крыжицким, Михаилом Самокишем, с которыми во время каникул ездил в Харьков на этюды.
За успехи в обучении Михаил получил все возможные отличия – малые и большие серебряные, затем золотые медали, что давало право на четырехлетнюю заграничную поездку за казенный счет. Молодой художник не только наслаждался картинами старых мастеров в музеях Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии, но и много писал, совершенствовался в технике рисования. Украинский живописец многое перенял от французских импрессионистов, с их техникой плэнерной живописи, культом света и воздуха, чистых красок, цветовых рефлексий, «неуловимой подвижностью натуры». Прожив по возвращении из Европы некоторое время в Петербурге, Михаил Андреевич перебирается на постоянное жительство в Харьков. Он поселился с семьей в живописной усадьбе Малая Даниловка, много работает, активно участвует в художественной жизни Харькова. С 1904 г. М.Беркос начинает преподавать в харьковской школе рисования и живописи, при его активном участии в 1912 году открывается Харьковское художественное училище, где он до 1917 года был одним из ведущих преподавателей. С 1906 г. Михаил Андреевич возглавляет Общество харьковских художников.
Все эти годы М.А. Беркос активно участвует в выставках: Академии художеств (начиная с 1890 г.), Санкт-Петербургского общества художников, обществ российских акварелистов, южнорусских художников, харьковских художников, Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, Всемирной выставке 1900 года в Париже... Харьковский художественно-промышленный музей в 1906 и 1908 гг. организовал персональные выставки художника, а в 1911 в Киеве прошла выставка двух ведущих слобожанских художников – Сергея Васильковского и Михаила Беркоса.
Несмотря на то, что всю свою жизнь Михаил Андреевич прожил в больших городах, он, подобно другим мастерам харьковской школы (С.Васильковский, М.Ткаченко, П.Левченко), писал в основном сельские пейзажи, поля и леса, любил изображать тихие старинные усадьбы или пыльные улочки провинциальных местечек. Одним из любимых мотивов художника было цветение природы – весенние поля и сады, пышные летние клумбы, алые капли маков на лугу и бело-розовое кипение яблоневого цвета… Отдельный цикл составляют его романтические итальянские пейзажи, созданные в 1899 году.
Большая часть его творческого наследия (350 картин и эскизов) после смерти художника была сожжена его женой. Однако его работы сохранились в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставрополя, Алупки, Северной Осетии, Германии, Франции и Швейцарии.
Техника: холст, масло
Размер: 47 х 67 см
Атрибуция: НИНЭ им. П.М. Третьякова
Год: 1899
Цена:5 800 000 руб.
- Андеграунд (381)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (416)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (194)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (833)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (461)
- Русское зарубежье (207)
- Советская живопись и графика (1631)
- Советская живопись музейного значения (274)
- Современные произведения (705)