1893-1938
Ермолаева Вера Михайловна
(1893-1938)
Художественное образование В. М. Ермолаева получила, занимаясь в частной школе-мастерской М. Д. Бернштейна в Петербурге (начало 1910-х гг.). Сблизившись с художниками-новаторами, объединившимися в «Союзе молодежи», особенно с К. С. Малевичем, оказавшим на нее сильное воздействие, она стала одним из активных деятелей русского авангарда.
В 1919 г. Ермолаева переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу, вскоре преобразованную в Художественно-практический институт. Вместе с Малевичем и его учениками, также оказавшимися в Витебске, она участвовала в организации Уновиса («Утвердители нового искусства»), ставившего целью развивать и пропагандировать принципы супрематизма.
В 1922 г. вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые Уновисом, в Гинхуке, где руководила лабораторией цвета (1924-26).
Живописное творчество Ермолаевой до сих пор почти не изучено. Она начинала как верная последовательница Малевича, но во второй половине 1920-х гг. стала вырабатывать свой способ передачи предметной формы. Значительную роль в этом сыграла поездка летом 1928 г. на берег Белого моря, от куда она привезла серию пейзажей, отличавшихся живописной экспрессией и повышенной силой цвета.
В начале 1930-х гг. Ермолаева работала над серией «Деревня», добиваясь в ней монументальной укрупненности изображаемого, а в 1934 г. написала ряд полуэкспериментальных натюрмортов, в которых, отказываясь от цвета, успешно оперировала живописно-пластической трактовкой предметов.
Гораздо лучше известна деятельность Ермолаевой как иллюстратора детских книг. Еще в 1918 г. она вместе с группой художников организовала в Петрограде книгоиздательскую артель «Сегодня», которая выпускала крохотными тиражами детские книжки, украшенные гравюрами на линолеуме, и сама исполнила иллюстрации к трем из них: «Мышата» и «Петух» Н. Венгрова, «Пионеры» У. Уитмена.
После возвращения в Петроград Ермолаева сотрудничала с журналами «Новый Робинзон» и «Воробей», потом с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства и быстро вошла в число ведущих художников детской книги. Опираясь на собственный живописный опыт, она создала индивидуальный стиль, в котором важную роль играли сильный цвет и острая, порой гротескная пластика. Она одной из первых иллюстрировала произведения Д. И. Хармса («Иван Иваныч Самовар», 1929-30), Н. А. Заболоцкого («Хорошие сапоги», 1928), А. И. Введенского («Рыбаки», 1929-30; «Подвиг пионера Мочина», 1931) и сама была автором остроумных книжек-картинок — «Горе-кучер» (1928), «Собачки» (1929), «Маски зверей» (1930).
На рубеже 1920-х и 1930-х гг. вышла небольшая серия книжек с баснями И. А. Крылова, сопровождавшимися ее экспрессивными черно-белыми рисунками. В 1933-34 гг. Ермолаева по собственной инициативе иллюстрировала произведения мировой классической литературы — «Рейнеке-Лис» И.-В. Гёте (цветная литография), «Дон-Кихот» М. Сервантеса и «О природе вещей» Лукреция Кара (гуашь).
Работа эта осталась неоконченной. В конце 1934 г., в ходе кампании террора, развернутой в связи убийством С. М. Кирова, Ермолаева (после тяжелого заболевания передвигавшаяся только с помощью костылей) была арестована и сослана в Казахстан. Ни точная дата ее смерти, ни место захоронения не известны.
