Фаворский Владимир Андреевич
(1886-1964)
Народный художник СССР (1963). Деййствительный член АХ СССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1962). Мастер станковой и книжной графики, живописец-монументалист, театральный художник. Фаворский более всего прославился в качестве ксилографа и выдающегося книжного графика. Он возвёл искусство книги на совершенно новый уровень, когда художник не просто рисовал иллюстрации к литературному произведению, но ставил перед собой гораздо более глубокую задачу, продумывая всю книгу как единое целостное композиционное произведение. Наиболее полно художественная система Фаворского отображена в иллюстрациях к "Книге Руфь" (1921). Обложка, титульный лист, шрифт, заставки, концовки, - всё оформление книги создаёт единое художественное пространство.
Первым учителем рисования была мать Фаворского урожденная Шервуд, дочь известного архитектора В. О. Шервуда. Позднее он посещал частную студию К. Ф. Юона (1903- 1905) и вечерние занятия по скульптуре в СХПУ. Окончив гимназию, Фаворский в 1905 г. поступил в Мюнхенский университет на искусствоведческое отделение философского факультета. Параллельно с этим он учился в школе Ш. Холлоши и впоследствии считал именно его своим основным наставником в искусстве. В 1920-30 гг. Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, руководил кафедрой ксилографии. С 1923 года был ректором Вхутемаса. Во время его руководства произошёл расцвет этого учебного заведения. С учебной целью были написаны основные его теоретические работы: "Лекции по теории композиции" и курс "Теория графики".
Помимо книжной графики, Фаворский занимался и монументальной живописью в техниках фрески, сграффито, мозаики, что было ему близко, так как мелкая графика идут рука об руку с монументальной живописью. Художник занимался так же театрально-декорационной живописью, скульптурой. В 1937 году за оформление Советского павильона Всемирной выставки в Париже Фаворский был удостоен высшей награды - «Гран при».
В начале 1940-х гг. Фаворский, во многом под влиянием соцреалистических тенденций того времени, привносит коррективы в своё творчество, его образы становятся более реалистическими, художник стремится к менее формальной обработке формы и передаче свето-тени. В 1950 г. он создает наиболее известную свою работу - делает иллюстрации и оформление к "Слову о полку Игореве", затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-55). Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина (1959-61гг.)
Работы художника хранятся в Государственной третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственном музее искусств народов Востока, в художественных музеях России и ближнего зарубежья, в гравюрных кабинетах Берлина и Дрездена (Германия), в частных собраниях России и за рубежом.
- Андеграунд (444)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (439)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (213)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (940)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (493)
- Русское зарубежье (219)
- Советская живопись и графика (2790)
- Советская живопись музейного значения (319)
- Современные произведения (1422)