1878-1959
Фредман-Клюзель Борис Оскарович
(1878-1959)
Русский скульптор (эмиграция). Один из сотрудников знаменитого петербургского ювелира Карла Фаберже, провел в Египте последние 30 лет жизни. Революция и Гражданская война вынудили скульптора уехать во Францию, а в 1929 г. его пригласили работать в Египет. Фредман-Клюзель возглавил кафедру скульптуры Высшей школы изящных искусств, только что созданной в Каире, и воспитал первое поколение современных египетских ваятелей. За столетия господства ислама искусство скульптуры, достигшее во времена фараонов небывалых высот, забылось, и русскому профессору пришлось учить ему египтян заново. В молодости Фредман-Клюзель прославился как отличный скульптор-анималист. Фаберже даже посылал его в 1907 г. в Англию лепить фигурки любимых животных короля Эдуарда VII.
Но и люди у Бориса Оскаровича получались не хуже. Он не любил статичности, предпочитая изображать натуру в движении. Созданная скульптором галерея артистов балета насчитывает почти 60 статуэток, в том числе и знаменитой Анны Павловой. «Его «Борзые» действительно бегут, а «Балашова» танцует, как будто мы видим ее на сцене Большого», — писал о Фредмаге-Клюзеле в 1935 г. каирский искусствовед М. Брин.
В Каире русский скульптор создал немало произведений, но почти все они находятся либо в частных коллекциях, либо в запасниках. Кроме бюста М. Симайки и барельефа св. Георгия в Старом Каире ныне можно увидеть в Египте еще одно произведение Фредмана-Клюзеля. Это скульптурная работа «Невеста Нила», установленная в розарии парка Нузха в Александр III.
Еще в 1910 году Эдгар Дега, посетивший выставку в салоне Эбрара, где уже достаточно известный русский скульптор выставил 22 свои работы, посвященные Второму Русскому балетному сезону, сказал ему похвальные слова. В первый же день выставки Люксембургский музей приобрел три «балетные» фигурки: ШВАРЦ, БОЛЬМА, ЗАМБЕЛЛИ.
Оставить заявку на другие работы художника