1831-1894
Ге Николай Николаевич
(1831-1894)
Николай Николаевич Ге — русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял скульптурные работы.
Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика.
Обучаясь в университете на математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета в 1848—1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа.
В 1850 году Ге оставил университет и поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Ещё в юном возрасте, поражённый творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило отпечаток на его собственную живописную манеру. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получает Малую золотую медаль Академии. 28 октября 1856 года венчается с Анной Петровной Забело в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Монастырище Нежинского уезда Черниговской губернии.
Молодой художник посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию. В 1858 году выполнен портретный этюд жены, «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858), эскиз «Смерть Ламбертации» (1860).
В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году представил ее на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию. Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушённой столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.
В начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения»(1864-1867). В это пребывание во Флоренции Ге пишет портрет Герцена — лучший в творческом наследии Николая Ге по мнению критиков. В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения», картина никакого успеха у публики не имеет, как и «Христос в Гефсиманском саду».
В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок», для Первой Передвижной выставки Ге написал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), которая произвела сильное впечатление на современников и была куплена Павлом Третьяковым. С 1869 по 1875 год в Петербурге, им написаны портреты Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Костомарова, Михаила Антокольского, русского критика В. Г. Белинского и других. Также написал картины на исторические темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875).
В 1875 году Ге переселяется в Черниговщину, где пишет парные портреты крупного сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика И. Я. Петрункевича (1878) и другие.
Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» (1880), где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа; его герой изображён в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве душевного волнения художник уничтожил это полотно. Впоследствии специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили картину «Милосердие»: поверх неё была написана маслом картина «Что есть истина?».
В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева и других; делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.
За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевская картинная галерея). С холста на нас смотрит немолодой человек, который не утратил внимательного взгляда на жизнь. «Автопортрет» считается одной из лучших работ художника.
Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский (ныне — село Шевченко, Бахмачский район) 1 июня 1894 года.
Оставить заявку на другие работы художника