Малявин Филипп Андреевич
(1869‑1940)
Русский-советский художник Малявин Филипп Андреевич родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян («Крестьянская девушка с чулком» (1895г.), «Старуха» (1898г.)) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность.
Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911г. он показал большой «Семейный портрет», который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.
В 1918г. Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920г. переехал в Москву, а в 1922г. выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924г. с большим успехом прошла выставка его работ.
Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924г.) и певицы Н. В. Плевицкой (1929г.).
В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы. Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.
Техника: Бумага на картоне, графитный и цветной карандаш, гуашь
Размер: 64,5 х 49,5 см
Год: 1920-е гг.
Цена:3 000 000 руб.
Техника: Бумага, графитный и итальянский карандаши
Размер: 31,7 х 44,7 см
Год: 1918-1919
Цена:35 000 руб.
Техника: Бумага, графитный и итальянский карандаши
Размер: 31,9 х 45 см
Год: 1918-1919
Цена:35 000 руб.
- Андеграунд (376)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (410)
- Иконы (227)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (194)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (909)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (468)
- Русское зарубежье (208)
- Советская живопись и графика (1627)
- Советская живопись музейного значения (287)
- Современные произведения (706)