Главная / Художники / Мастерская Братьев Фроловых

Мастерская Братьев Фроловых

Основателем первой частной мозаичной мастерской в России стал Александр Александрович Фролов, сын Александра Никитича Фролова – основателя династии русских мозаичистов. Архитектор по образованию, он с 1886 года работал техником в мозаичном отделении Императорской Академии художеств, изучал технологию римского способа набора мозаики, применявшуюся в Академии, интересовался достижениями западных специалистов в этой области, а также секретами древнерусских мастеров.


К концу XIX века зарубежные фирмы становятся серьёзными конкурентами мозаичистам Российской Академии художеств. Благодаря технологиям, которые удешевляли производство мозаики, она становилась все более доступной. Метод набора мозаики, которым пользовались российские мозаичные мастера, занимал много времени и требовал вложения огромных сил и средств. Так, украшение мозаикой Исаакиевского собора растянулось на много лет.


К январю 1888 года А.А.Фролов закончил план по улучшению мозаичного труда и представил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву докладную записку с подробным описанием способов, которые должны были улучшить дела мозаичных мастерских в России. Среди мер совершенствования выполнения мозаичных работ – выполнение мозаики с любого вида работ при достаточной надлежащей прочности, сокращение срока исполнения, уменьшение стоимости и веса мозаики в несколько раз.


Изобретённый А.А.Фроловым новый способ производства мозаики профессионалы-мозаичисты восприняли по-разному, так как в новом методе были и достоинства, и недостатки. Для улучшения собственного удешевлённого способа производства мозаики, которым заинтересовалась администрация Академии художеств, А.А.Фролов с двумя другими художниками был направлен в Италию на стажировку. По возвращении Фролов представил свой собственный проект, который был одобрен президентом Академии художеств. С его одобрения Фролову было разрешено с 1890 года набирать мозаики в помещении мозаичного отделения, в том числе исполнять частные заказы. Таким образом, 1890 год стал годом основания и начала работы первой частной мозаичной мастерской в России, основным достижением которой стала работа над иконами храма Воскресения Христова (Спас на крови).


Также мастерская Фролова выиграла конкурс на украшение мозаикой наружных стен храма-памятника Александру II, обойдя итальянских конкурентов и немецких мастеров. Это была первая серьёзная победа, доказавшая, что фирма, организованная династией Фролова, находится на верном пути.


А.А. Фролов неожиданно умер в разгар работы над первым крупным заказом, полученным для своей мастерской – оформление интерьера Спаса на крови. Мастерская мозаики, одна из самых успешных в России, не осталась без руководителя – её возглавил младший брат А.А.Фролова Владимир Александрович. Несмотря на то, что Владимир Александрович был молод для подобной деятельности и ещё только постигал художественную науку, обучаясь на живописном отделении Академии художеств, он уверенно взял в свои руки бразды правления мастерской. И она продолжала работать в полную силу, создавая новые мозаичные шедевры с помощью нового метода, изобретенного А.А.Фроловым. В эти годы мозаичное предприятие династии Фроловых достигло своего расцвета. Создавались всё более качественные мозаичные композиции; шлифуя свой метод изготовления мозаик, мастера вырабатывали собственный творческий стиль.


Сорок мастеров в течение двенадцати лет работали над составлением мозаичных украшений Спаса на крови, создавая настоящие художественные шедевры идейно-образной структуры собора. Это было главным делом для мастеров этого предприятия и венцом их деятельности. Эта работа являлась отражением художественного вкуса и мастерства мозаичистов, которые следовали традиции декоративности и монументальности изображений, используя специальный материал – смальту. Над оформлением храма работали настоящие профессионалы своего дела: В.С. Кузнецов, И.М. Баранов, Г.Ф. Батюшков и другие мастера, имена некоторых из них не сохранились в истории.


Благодаря мастерам мастерской Фроловых мозаики Спаса на крови прославились на весь мир и пробудили интерес к мозаике как к ведущему и значимому монументально-декоративному искусству.

Икона Божей Матери «Млекопитательница»
Название: Икона Божей Матери «Млекопитательница»
Техника: Дерево, левкас, темпера.
Размер: 31 х 25 см
Год: начало 20-го века
Цена: 300 000 руб.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение