Мешков Василий Васильевич
(1893-1963)
Русский, советский живописец, сын художника В.Н.Мешкова, академик живописи,лауреат Государственной премии СССР. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 году В.В.Мешков вступил в АХХР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.). В годы Великой отечественной войны художник создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов». Много и плодотворно работал В.В.Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949 г., «Кама», 1950 г.,"Золотая осень в Карелии" и др.).
С детства мальчик был окружен людьми искусства, лучшими живописцами того времени, и это не могло не сказаться на его судьбе. «Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями» — так начинается автобиография В. В. Мешкова. В детстве самым заманчивым миром, полным увлекательных вещей, была мастерская отца, известного художника-портретиста. Под его руководством мальчик начал свои первые регулярные занятия живописью. В 14 лет он дебютировал на выставке со своими робкими, еще неумелыми работами на темы русской истории, но уже в этих работах чувствовалась своеобразная, свободная живописная манера автора.
Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие знаменитости, как А. М. Корин, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, В. Н. Бакшеев, Мешков поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником. Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.
В годы Великой Отечественной войны художник создал немало работ, посвященных военной тематике: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море» и др. Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой». После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». Особое место в творчестве В. В. Мешкова занимают пейзажи Карелии.
- Андеграунд (389)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (423)
- Иконы (227)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (194)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (909)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (481)
- Русское зарубежье (213)
- Советская живопись и графика (1672)
- Советская живопись музейного значения (294)
- Современные произведения (713)