Главная / Художники / Мозалевский Иван Иванович

Мозалевский Иван Иванович

(1890 - 1975)

24 сентября 1890 (Влоцлавек Варшавской губ.) – 1975 (Симферополь). График и художественный критик.

Внук сельского священника, сын военного врача, д.с.с. Ивана Викторовича Мозалевского (1862–1940, Харбин). Детство провел в постоянных переездах, связанных со службой отца, учился в гимназиях Тифлиса, Измаила, Эривани и Киева. В 1908 поступил в Киевское художественное училище, занимался у В. К. Менка и И. Ф. Селезнева. С 1909 учился в Рисовальной школе ОПХ у И. Я. Билибина. В 1911–1915 посещал академическую мастерскую В. В. Матэ.

Работал в области станковой, книжной и прикладной графики. Использовал мотивы украинского народного искусства, национальную символику и орнаменты. Участвовал в выставках: Художественно-артистической ассоциации (СПб., 1912), Киевских художников (Киев, Полтава, Екатеринослав, 1913), «Мир искусства» (СПб., М., 1913/1914), Международной выставке графики и печатного дела в Лейпциге (1914). В 1913 помогал Билибину в работе над оформлением оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки для театра Народного дома. В 1913–1916 рисовал виньетки, заставки, иллюстрации для петербургских журналов «Аполлон», «Аргус» и «Лукоморье». Исполнил обложки к сборнику «Чемпионат поэтов» (СПб., 1913) и книге «Счастливый домик» В. Ф. Ходасевича (М., 1914). В конце 1914 был мобилизован, но из-за близорукости освобожден от военной службы.

В начале 1917 поселился в Киеве. В 1918 основал собственную художественную школу и стал учредителем профессионального союза киевских художников «Искусство». Возглавлял гравировально-художественный отдел Экспедиции заготовления государственных бумаг, созданной правительством Центральной Рады, разрабатывал проекты украинских денежных купюр. В конце 1918 женился на своей ученице художнице В. Д. Розовой (Мозалевской). В 1919–1920 работал в Каменец-Подольске, где основал Художественно-промышленную школу и был избран главой губернского школьного правления.

Осенью 1920 выехал с женой за границу. Недолго пробыл в Вене и обосновался в Берлине. В 1920-е работал в Берлинском отделении Госиздата РСФСР и частных русских издательствах. Исполнил цветные иллюстрации к книге «Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсена (1926), оформил книги: «Блистательный Санкт-Петербург» Н. Агнивцева, «Любовь – книга золотая» А. Н. Толстого, «История русского искусства» В. Никольского, «История фаянса» А. Кубэ, «Игрок» Ф. М. Достоевского, альманах «Веретено» и др. Публиковал критические статьи по искусству в журнале «Сполохи». В 1923 переехал в Прагу, преподавал графику в Украинской студии пластических искусств.

В 1926 поселился в Париже. Принял советское гражданство, работал в журнале «Наш Союз» и левой газете «Парижский вестник». Входил в Союз украинских граждан во Франции. В 1926–1930 редактировал художественный отдел газеты «Украинские вести», публиковал статьи об украинских и русских художниках во Франции и пропагандировал советское искусство. Продолжал заниматься графикой: создал цикл офортов с видами Парижа (1929–1934), иллюстрации к поэме «Аннабель Ли» Эдгара По (линогравюры, 1932) и роману «Манон Леско» А. Прево (гравюры по рисункам Розовой-Мозалевской), альбом линогравюр «Международная выставка в Париже 1932 года», цикл гравюр с изображением зверей, птиц и цветов. В 1929 провел совместно с женой выставку в галерее Bernheim. В 1932 участвовал в Выставке современной украинской графики во Львове.

Для заработка оформлял парфюмерные гарнитуры, исполнял рисунки для тканей и ковров, афиши. В 1930–1932 писал примитивистские картины; участвовал под псевдонимом «Жан Алле» в выставке «Цветы и натюрморты мастеров современной живописи».

В 1946 вошел в Президиум учредительного собрания Объединения работников искусств при Союзе советских патриотов, выступал с докладами на собраниях его художественной секции. В октябре 1947 вернулся с женой в СССР и поселился в Киеве. С 1953 жил в Симферополе. Несмотря на частичную потерю зрения, сотрудничал в советских издательствах и продолжал заниматься графикой. Оформил книги: «Стихи и поэмы» Я. Коласа и «Мой дом» Я. Купалы (обе – 1949), исполнил пером миниатюрные портреты маршалов С. М. Буденного и И. С. Конева (1948), плакаты «Да здравствует созданный волей народа великий, могучий Советский Союз!» и «1 Мая – все за мир!» (1950), гравюру «В. И. Ленин в редакции газеты “Правда”» (1960) и др. С 1949 участвовал в выставках. В 1963 провел ретроспективную выставку в ЦДРИ в Москве.

Публиковал статьи о современном искусстве Запада и воспоминания о русских художниках. Неизданными остались книги о В. В. Матэ и И. Я. Билибине, мемуары «Книга скитаний», диссертация «Развитие русского книжного орнамента в эпоху становления централизованного государства».

Бóльшая часть работ была передана вдовой Симферопольскому художественному музею. В 1990 в музее состоялась выставка в связи со 100-летием со дня рождения художника. Представлен также в Киевском государственном музее украинского искусства. Материалы личного архива имеются в Государственном архиве Крымской области (Ф. Р-3510. 502 д.) и ГТГ (Ф. 60. 147 ед. хр.).

Кокер
Название: Кокер
Техника: цветная литография
Размер: 26 х 25,5 см
Год: 1939
Цена: 25 000 руб.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение