Главная / Художники / Нечитайлов Василий Николаевич

Нечитайлов Василий Николаевич

(1886-1980)

Русский живописец, литератор. Сын сельского учителя. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Художественное образование получил в Москве, затем, по собственному свидетельству, ‒ в ИАХ в Санкт-Петербурге (ар-хивных свидетельств не обнаружено). Своим главным учителем считал М. В. Нестерова. В Первую мировую войну был призван в армию, служил в казачьих частях в Российском экс-педиционном корпусе на территории Персии. В 1919 издал сборник эссе «Иран: Легенды и миниатюры». В 1920 с частями Белой армии через Константинополь эмигрировал в Болгарию. Работал школьным учителем в городке Трън, писал очерки для русской прессы, переводил с болгар-ского. При одобрении и поддержке писателей Е. Н. Чирикова и А. М. Федорова занялся со-биранием песен и былин южных славян. Издание «Песен южных славян» не состоялось, но некоторые из них были опубликованы в пражских журналах «Русская мысль» (1922, апрель) и «Воля России» (1925, № 4, 9/10).

В сентябре 1923 провел персональную выставку в Софии. В 1924/1925 перебрался во Францию и поселился в Бельфоре на востоке страны. Писал пре-имущественно городские пейзажи и марины. Первая выставка в Бельфоре состоялась в янва-ре 1926, вторая ‒ в апреле того же года. Несколько картин было приобретено местным музе-ем. Часто совершал творческие поездки по городам Лазурного берега Франции, в Венецию, Рим, Египет. Провел выставки в Лионе (1928, гал. Beaux Art), Нанси (1929, гал. Mosser), Па-риже (1929, гал. Ecalle). Участник групповой выставки художественной секции Объедине-ния русских, окончивших высшие учебные заведения за рубежом (ОРОВУЗ) в Париже (1931). В 1936 переехал в Италию и после кратковременного проживания в Риме, Венеции, Фло-ренции, Турине и Генуе, по совету своего приятеля И. П. Загоруйко, в начале 1940-х посе-лился на Амальфитанском побережье. Годы войны провел в тихом горном Равелло, стараясь не привлекать к себе внимания, а после войны обосновался в Амальфи. В этот период он начал профессионально заниматься пчеловодством и достиг в этой сфере такого авторитета, что в 1947 был приглашен на Первый итальянский конгресс пчеловодов в Анконе. По вос-поминаниям людей, знавших художника, именно мед, а не картины были основным источником его доходов.

С начала 1940-х наметился религиозный поворот в жизни и творчестве художника. В 1940 он принял католичество восточного обряда и был включен в состав русско-католического прихода в Риме, единственного такого рода в Италии, с богослужениями на славянском язы-ке. Его другом и покровителем стал Анджело Россини, архиепископ Амальфитанский. В 1950 муниципалитет г. Амальфи в знак признания трудов художника на благо города пере-дал ему прибрежную виллу для мастерской, которую он назвал «Эрмитаж». В 1947 завершил большое полотно «Пьета», которое было представлено в 1950 на Междуна-родной выставке религиозного искусства в Ватикане и приобретено Папой Пием XII для коллекций Ватиканских музеев (в настоящее время находится в посольстве Святого Престо-ла в Коста-Рике). Самая известная религиозная картина художника – «Чудесный лов (При-звание апостола)» (1950–1955, размер 250 х 350 см), посвященная апостолу Андрею Первозванному, была выполнена по заказу архиепископа А. Россини для входной стены кафед-рального собора Амальфи, в крипте которого почивают мощи апостола Андрея. В последующие годы исполнил картины «Мадонна Иммаколата (Непорочно зачатую или «Амальфитанская Мадонна» (1958) для домовой церкви Амальфитанской семинарии, «Рож-дество Христово» (1964 , размер 230 х 370 см) и «Благовещение» (1960-е) для Русско-каталической церкви св. Антония в Риме, многофигурные композиции «Прибытие иконы богоматери в Позитано» (1955–1958, размер 250 х 350 см) и «Коронование [иконы] Девы Марии» (1960–1963, размер 250 х 350 см) для собора г. Позитано. Согласно ренессансной традиции, среди персонажей многофигурных картин (рыбаки, ученики Христа и т.п.) изоб-разил жителей Позитано и Амальфи, в том числе и свои автопортреты. К концу жизни страдал от психического расстройства, его мучили призраки Гражданской войны, чекисты, «красные» шпионы и тому подобное. Художник почти никого не допускал к себе, уничтожил личный архив, а в последние дни говорил исключительно на русском языке, понять который никто из окружавших его амальфитанцев был не в состоянии. Похоронен на кладбище в амальфитанском предместье Веттика. В ноябре 2012 – январе 2013 в Амальфи в Базилике Распятия (Basilica del Crocifisso) прошла персональная выставка (23 произведения, кураторы: Массимо Риччарди и Михаил Талалай).

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение