Овчинников Владимир Афанасьевич
(1941-2015)
российский художник, скульптор, сценограф, один из ведущих мастеров «неофициального искусства» Ленинграда, Заслуженный художник Российской Федерации (2005).
Hодился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область.
В сорок пятом семья вернулась в деревянный дом, стоящий в ленинградском пригороде Шувалово.
В детстве мама водила Владимира и его друзей в Эрмитаж, непременно с заходом в Рыцарский зал или же рассматривать наконечники стрел в отделе первобытного искусства. Практически каждому ребенку однажды попадают в руки карандаш и бумага. Для Овчинникова они с самого детства стали единственно родным средством воспроизведения запавших в душу впечатлений и наблюдений. По словам художника, когда он почувствовал что с помощью рисования и живописи он может «обрести свой язык», то серьезно занялся самообразованием. Тогда вокруг него начал складываться особый круг общения. В частности, большое влияние на него оказало знакомство с художником Евгением Семеошниковым.
Овчинников признается, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности, генетически. Поэтому он искал иных, нестандартных для своего времени путей в искусство. Он работал помощником маляра-декоратора в Кировском театре, а позже — в хозчасти Эрмитажа вместе с другими молодыми художниками и литераторами.
Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок в послевоенном Ленинграде. В выставке участвовали такие же, как он, работающие вне официальной системы, художники. Результатом выставки были знакомства с будущими соратниками и единомышленниками, а также лишение художника мастерской «за использование не по назначению».
Владимир Овчинников был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 75 годах. Это были первые разрешенные официальными властями выставки неофициальных художников. Рядовой советский зритель впервые смог увидеть направления современного искусства, от абстракции до сюрреализма, о существовании которых в отечественном искусстве даже не подозревал.
Овчинников участвовал в этих выставках уже зрелой своей живописью, фигуративными и сюжетными работами, в которых современность причудливо смешивалась с библейскими и мифологическими сюжетами. Советские чиновники от искусства с большим подозрением отнеслись к его картинам, подозревая художника в скрытой антисоветской пропаганде.
На самом деле художника и тогда, в советские годы и намного позже, когда его персональные выставки прошли во многих странах мира, увлекала тема чуда и — как его оборотной, бытовой стороны — абсурда в человеческой жизни. В поисках сюжетов для картин он охотно обращается к любимым им писателям-абсурдистам — Борхесу, Ионеско, Беккету, а зачастую придумывает истории сам. Вне зависимости от времени, от исторических обстоятельств, его картины полны метких зарисовок, неожиданных ассоциаций, и неизменного юмора, с которым он повествует о самых серьезных вещах.
Умер 24 января 2015 года в Петербурге.
Техника: холст, масло
Размер: 130 x 89 см
Год: 2001
Цена:2 400 000 руб.
- Андеграунд (386)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (414)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (191)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (842)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (500)
- Русское зарубежье (207)
- Советская живопись и графика (1650)
- Советская живопись музейного значения (273)
- Современные произведения (709)
- Статьи об искусстве
- Christie’s: «Водяная лилия» Моне за 25 миллионов долларов дебютирует на первых торгах в новом офисе Гонконга!
- Новости искусства
- Выставка-предпоказ еженедельных аукционов «Купить Картину» в художественном центре «Артефакт» с 15 ноября по 15 декабря
- Новости аукционов
- Топ-лоты августа