1826-1901
Шарлемань Адольф Иосифович
(1826-1901)
Русский художник, батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии художеств. Родился в Петербурге в 1826 году в семье придворного архитектора. Его отец Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) и брат Иосиф Иосифович Шарлемань (1824-1870) были известными архитекторами. Будущий академик живописи получил общее образование в училище при Санкт-петербургской лютеранской церкви святого Петра и из него в 1848 году поступил в Академию, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф.А. Бруни, а потом баталической в классе Б.П. Виллевальде.
В 1852 г. получил малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе», в 1853 г. большую серебряную медаль за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем», в 1854 г. малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» и, наконец, в 1855 г. большую золотую медаль за, написанную также по программе, картину » Суворов на Сен-Готарде». Вместе с медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку в качестве пенсионера академии. В том же году отправился в Мюнхен, где написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», за которую в 1859 году был удостоен звания академика живописи.
Возвратившись в 1861 году в Санкт-Петербург после заграничной стажировки, Шарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, расписывает храмы и даже участвует в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича. В 1867 году за картину «Екатерина II в мастерской Фальконета» Шарлемань удостоен звания профессора исторической живописи.
В начале 1860-х годов художникам Адольфу Иосифовичу Шарлеманю и Александру Егоровичу Бейдеману доверили разработку новых рисунков игральных карт. Они создали несколько эскизов, которые до сих пор являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.
Оставить заявку на другие работы художника