Главная / Художники / Стерлигов Владимир Васильевич

Стерлигов Владимир Васильевич

(1904-1973)

Русский живописец, график. Родился в семье преподавателя Университета. Детские годы провел в Москве, где учился в гимназии. В 1921 работал в библиотеке Сокольнических Ермоловских мастерских. В том же году поступил на военную службу в Красный воздушный флот. Демобилизовался в 1923. Поступил на литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. В 1925 познакомился в Москве с художницей В. М. Ермолаевой, по совету которой переехал в Ленинград и поступил в ГИНХУК. Занимался к мастерской К. С. Малевича, исследовал принципы кубизма и супрематизма.

В 1929 — начале 1930-х сотрудничал с детскими юмористическими журналами «Еж» и «Чиж» как художник и писатель. Сблизился с поэтами-обэриутами. Иллюстрировал произведения А. И. Введенского и Д. И. Хармса. Написал и выпустил в Детгизе книги «Огород», «На самолете в Америку», которые сопроводил собственными иллюстрациями. Вместе с Л. А. Юдиным, В. М. Ермолаевой, К. И. Рождественским входил в группу живописно-пластического реализма. В 1934 после смерти С. М. Кирова арестован по ложному доносу, осужден. Отбывал срок в лагере под Карагандой. В 1938 освобожден. В 1939 работал председателем оргбюро Союза художников в Караганде. В 1940 из-за запрета жить в крупных городах поселился в Петушках, в 1941 переехал в Малую Вишеру под Ленинградом. В начале Великой Отечественной войны призван в армию, попал на Карельский фронт. После контузии демобилизован и эвакуирован в Алма-Ату. Работал в студии детского вещания Казахского радио, преподавал перспективу и историю искусства в Театрально-художественном училище. В эвакуации познакомился с художницей, ученицей П. Н. Филонова Т. Н. Глебовой, которая вскоре стала его женой.

В 1945 вместе с Глебовой вернулся в Ленинград. Продолжил работать как живописец и график. Во второй половине 1940-х — начале 1970-х создал серии «Воспоминание о супрематизме», «Евангельский цикл», «Моря», «Дьяконы», «Певчие», «Распятие», «Голгофа», «Рождество», «Гора Сион». Вокруг мастера образовалась группа молодых художников, получившая название «Школа Стерлигова». Вместе с учениками был занят поисками нового пластического языка, для чего, в частности, изучал цветовую теорию М. В. Матюшина.

В 1965 прошла первая персональная выставка художника в мастерской на Лесном проспекте в Ленинграде. В 1966 была подготовлена совместная выставка произведений Стерлигова и Глебовой в залах ЛОСХа, которая была закрыта через четыре часа после открытия. В 1970 состоялись однодневная выставка мастеров в НИИ истории и теории архитектуры, а также в Гравюрном кабинете ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, в 1973 прошла последняя прижизненная выставка Стерлигова «Скрытая геометрия форм», с участием учеников художника в мастерской на Петроградской стороне в Ленинграде. В 1995 в залах Государственного Русского музее прошла ретроспективная выставка произведений Стерлигова «Дух дышит, где хочет». В раннем творчестве был увлечен идеями кубизма и супрематизма. В дальнейшем, опираясь на опыт, полученный во время обучения у К. С. Малевича в ГИНХУКе, создал собственную живописно-пластическую систему чаше-купольного пространства. Оказал значительное влияние на развитие неофициального искусства 1960-х — 1980-х. Среди учеников Стерлигова — художники С. Спицын, Е. Александрова, Г. Зубков, Г. Моисеева, В. Матюх, А. Киселев и другие. Произведения Стерлигова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О.*

Почта*

Телефон*

Сообщение