Суханов Геннадий Константинович
(1946-2005)
График, акварелист, мастер эстампа и литографии.
Геннадий Суханов родился 5 декабря 1946 г. в Астрахани. Художественное образование получил в Краснодаре, что весьма затруднило ему творческую карьеру в Латвии, где факт окончания Латвийской Академии Художеств служил необходимой, хотя и не достаточной предпосылкой признания. Работы Геннадия Константиновича Суханова долго не принимались на республиканские выставки.
«Уже в конце 1970-х гг. манера Суханова произвела фурор – тогда так в графике в Латвии никто не работал. То, что он делал, было серьезно не только в художественном смысле, но и в философском. Я помню работы Суханова на выставках. Он был значимой фигурой на нашем художественном небосклоне. Небольшого роста, с длинными волосами (наследие времен хиппи), он выглядел чудаком. Эрудицию и глубину суждений можно было оценить только в беседе с ним. Мы с ним увлекались так называемой тибетской цветовой системой. Если вкратце, то это, когда вместе собираются несколько человек (каждый имеет определенную цветовую шкалу), они подсознательно сбиваются в группки с неустойчивым равновесием. Стоит одному переместиться и нарушить его, как другие тоже начинают перемещаться. Зная об этом, мы любили играть в эти игры. В большой компании специально переходили с места на место и наблюдали, как остальные непроизвольно начинали переходить, пока снова не выстраивались в некую систему», – вспоминает художник Валентин Даниленко.
С 1978 года только в Риге у Суханова состоялось свыше десяти персональных выставок. Пять лет подряд он выставлялся в Торонто, Берлине, Гренобле.
«Его творчество пользовалось спросом. Кстати, его работы имеются и в Третьяковской галерее. К сожалению, Геннадий был подвержен традиционному для русских талантов недугу, что немало осложняло жизнь ему и его близким... Гена сложный художник. У него конструкция идет от разума. У Суханова были яркие, так называемые абстрактные композиции. Хотя, по-честному, они не абстрактные, а составлены из элементов народного орнамента и геральдики разных стран, в том числе и Латвии. В этом Гена был огромным специалистом. Совмещение знаковых систем очень разных культур создавало ощущение многослойного лабиринта. Никогда нельзя было быть уверенным, что из него удастся выбраться – отгадать или прочитать: во-первых, знаний не хватает и, во-вторых, нарочито суховатая невозмутимость, объективность, с которой это сделано, создают дистанцию между вами и произведением. Недаром фамилия у него – Суханов. Притом все это элегантно до беспредельности. У меня до сих пор эти работы вызывают священный ужас, потому что сегодня кажется совершенно немыслимым, что все это сделано без помощи техники человеком, который о компьютере даже мечтать не мог. Потому что их тогда просто не было. Причем это же не только квадратики, треугольнички, кружочки и т.д. Это еще какие-то знаки, какой-то текст», – рассказывает искусствовед Светлана Хаенко.
Последние годы жизни Г.К. Суханов провел в Латгалии, на хуторе Līgo («Лиго»). В этот период вокруг него группируются молодые латышские художники, которые видели в нем (и не без основания) современного Волдемара Ирбитиса, «босоногого Ирбе», которого в довоенную пору знала вся Рига.
«Жизнь Гены была посвящена искусству. Только в искусстве он видел смысл жизни. Он обладал обширными знаниями об искусстве различных веков, цивилизаций и культур. Его привлекали древние знаки и облечение их в художественные образы. В его работах содержатся сплавы и слои информации и символов. Гена был толкователем знаков, пророком, в его работах в надвременном сиянии высвечивалось то, что было признано истиной и стало почитаться лишь следующими поколениями. Знаменательным и значительным было то, что его интересовало и привлекало. Мы – группа молодежи – встретили его холодной зимней ночью, когда он попал в жесткий жизненный переплет. Поездки в Латгале к Гене для нас стали важными и в то же время обычными событиями. У него можно было учиться искусству и миссии художника. Его работы были педантичны и точны, а жизнь кидала Гену по волнам Великого океана. Фамилия Суханов, как он подчеркивал, на тюркских языках значит «водяной дух». Движение, значит», – вспоминают «последние друзья Гены» Кришьянис Ланге и Дайнис Крейлис.
Геннадий Константинович Суханов скончался 23 ноября 2005 года.
- Андеграунд (386)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (414)
- Иконы (226)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (191)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (842)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (476)
- Русское зарубежье (207)
- Советская живопись и графика (1650)
- Советская живопись музейного значения (273)
- Современные произведения (709)
- Статьи об искусстве
- Christie’s: «Водяная лилия» Моне за 25 миллионов долларов дебютирует на первых торгах в новом офисе Гонконга!
- Новости искусства
- Выставка-предпоказ еженедельных аукционов «Купить Картину» в художественном центре «Артефакт» с 15 ноября по 15 декабря
- Новости аукционов
- Топ-лоты августа