Вашков Сергей Иванович
(1879 – 1914)
Родился в 1879 году. Сергей Иванович Вашков был сыном поэта и фельетониста И.А. Вашкова. По окончании курса в Строгановском училище (1892-1901) будущий художник прямо со школьной скамьи поступил в художественный отдел фабрики Оловяшниковых, где работал в течение почти пятнадцати лет. Специальностью Вашкова было церковное искусство, и в этой области он достиг высокого мастерства. По его рисункам на фабрике изготовлялись все заказы императорского двора. На колокольном заводе Оловяшникова в городе Ярославле отливались колокола для таких известных храмов, как петербургский собор св. троицы в Измайловском полку, церкви Владимирской Божьей Матери в Кронштадте. Высочайшие особы по приезде в Ярославль непременно посещали этот завод.
Архитектурная деятельность С.И. Вашкова была тесно связана с семьей И.А. Александренко, владевшего в Москве текстильной фабрикой. Будучи человеком образованным и обладая хорошим вкусом, он один из первых заметил талантливого художника. В 1908 году Вашков исполняет для него проект дачи, которая в 1909 году была выстроена в поселке Клязьма на Пушкинской улице. Дача представляла собой сказочный терем, декорированный снаружи прекрасной, раскрашенной резьбой, выполненной автором. В сказочном узоре переплелись образы зверей, птиц, рыб, растений. Не менее богато был отделан дом и внутри. Сохранились изразцовые печи и камины, резные двери, инкрустированные цветным стеклом, паркетные полы, наборные потолки. В саду вокруг дома стояли скамейки, оформленные раскрашенной резьбой. Дом окружал забор из прорезных досок. После постройки дачи в Клязьме по эскизу Вашкова строится доходный дом Церкви троицы «что на Грязях в Москве», хорошо известный москвичам благодаря своей интересной отделке. Главный фасад дома богато украшен барельефами животных, прототипы которых можно увидеть в декоре Владимиро-Суздальских белокаменных храмов.
Характеризуя архитектурную деятельность С.И.Вашкова, В.М. Васнецов писал: «В нашей современной архитектуре, хотя и немногие, но уже появились люди вдумчивого творческого проникновения в глубины нашего подлинного русского зодчества. Сергея Ивановича я также причисляю к этим немногим художникам, чутким к красотам родного искусства».
В 1913 году Вашков исполнил проект церковноприходской школы для города Костромы. При разработке этого проекта он повторил некоторые элементы дачи Александренко в Клязьме. Вероятно, к концу 1913 года относится и последняя работа Вашкова в области архитектуры – проект церкви в Клязьме (постройка закончена в 1916 году). Ценность Клязьминских построек заключается в том, что они представляют собой три вида различных по назначению зданий: жилой дом (дача), общественное (школа), и культовое здание (церковь), созданные по проектам одного автора за сравнительно короткий срок.
Активное участие принимал С.И.Вашков в убранстве архитектурного памятника начала 20 века – церкви Казанской Божьей матери (усыпальнице Каменских) Пермского Успенского женского монастыря. Храм был основан и построен Иваном Григорьевичем Каменским, купцом первой гильдии, в 1905 – 1908 годах по проекту архитектора Ю. Скавронского, как надгробный памятник его матери Наталье Степановне Каменской, с целью использования ее в качестве родовой усыпальницы. Как пишет в своей книге В.Ю.Шахов «Будучи родственником Строгановых, И.Г. Каменский приурочил освящений церкви к 350-й годовщине основания имения Строгановых в Прикамье». Усыпальница привлекала к себе внимание необычностью архитектуры, богатым убранством интерьера, утварью. К созданию архитектурного замысла привлечены известные русские художники: В.М.Васнецов (архитектурный замысел), Н.К.Рерих (иконы для иконостаса), С.И.Вашков (проект иконостаса и рисунки для изготовления утвари), М.В.Нестеров (Распятие).
Широка и разнообразна география творений С.И.Вашкова. В Петербурге, Кронштадте, Клязьме, Перми можно встретить работы этого талантливого мастера начала 20 века.
Сергей Иванович в своем творчестве стремился объединить древние образы искусства с основными формами искусства, позволяя нам соприкоснуться с традициями древнерусского искусства.
Занимаясь не только внешним оформление дома 14 по Чистопрудному бульвару в Москве, но и оформлением его внутренних интерьеров, он сам поселился в этом доме, где и скончался в ноябре 1914 года.
- Андеграунд (379)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (408)
- Иконы (227)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (194)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (909)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (445)
- Русское зарубежье (208)
- Советская живопись и графика (1628)
- Советская живопись музейного значения (288)
- Современные произведения (708)